Генетики против археологов: в конце ледникового периода почти вся Европа вымерла? Любопытно ... Вот только кроманьонцы Русской Равнины - как-то это не заметили ...

Генетики из Германии восстановили десятки фрагментов ДНК древних кроманьонцев, котроые рассказали им о том, что примерно 14,5 тысяч лет назад почти все население Европы вымерло и было замещено "пришельцами" с севера или юга.

МОСКВА, 4 фев – РИА Новости. Анализ ДНК древних людей, живших в Европе 30-11 тысяч лет назад, рассказал генетикам о масштабной катастрофе в регионе в конце последнего периода оледенения, в результате которой почти все ее население вымерло, говорится в статье, опубликованной в журнале Current Biology.

"Мы раскрыли совершенно новую страницу в истории человечества, которая рассказывает нам о том, что почти вся Европа была заново заселена в конце последнего ледникового периода. У нас почти не было генетических данных, относящихся к этому периоду, и поэтому мы почти ничего не знали о том, что происходило с первыми жителями Европы", — заявил Йоханнес Краузе (Johannes Krause) из Института эволюционной антропологии в Лейпциге (Германия).

Краузе и его коллеги пришли к такому выводу, "воскресив" и прочитав обрывки древней ДНК человека, извлеченной из образцов костей и зубов 35 кроманьонцев, чьи останки были недавно найдены в Бельгии, Чехии, Румынии и в Италии.

Ученых интересовала так называемая митохондриальная ДНК – небольшой сегмент генома, содержащийся в "энергостанциях" клетки, митохондриях. Эта ДНК передается вместе с митохондриями от матери к ее детям, что позволяет устанавливать родственные связи между популяциями людей и использовать мтДНК для изучения истории их миграций.

Сегодня, как отмечает Краузе, существует две больших группы мтДНК – гаплогруппа М, носителями которой являются народы Азии и индейцы Нового Света, и гаплогруппа N, к которой относятся европейские народы и их потомки, но при этом она встречается и среди азиатских народов.

Наличие этих гаплогрупп долгое время заставляло ученых считать, что человечество мигрировало из Африки "волнами" – сначала ее покинули предки индейцев и азиатов, и лишь потом, после остановки на Ближнем Востоке, где гаплогруппа М исчезла из популяции будущих европейцев, человек колонизировал Европу.

Анализ, проведенный Краузе и его коллегами, показывает, что все происходило иначе. ДНК древних людей, живших в Европе до наступления последнего ледникового периода, который начался 24 тысячи лет назад и закончился 11 тысяч лет назад, на самом деле содержит и следы гаплогруппы М, и ряда других гаплогрупп – U5, R – которых сегодня в Европе просто не существует, кроме северных районов Скандинавии и России.

Почти все эти гаплогруппы исчезли с наступлением оледенения, в результате, как считают ученые, резкого сокращения в численности населения и вынужденной миграции на юг под давлением наступающих льдов.

Примерно 14,5 тысяч лет назад, когда льды начали отступать, последние остатки охотников собирателей по каким-то причинам полностью исчезли, уступив место новым "пришельцам". Ими могли быть как новые мигранты с Ближнего Востока, так и "северные евразийцы" и прочие популяции кроманьонцев, "перезимовавшие" ледниковый период на севере Европы.

Это таинственное исчезновение первых европейцев и присутствие гаплогруппы М в регионе говорит о том, как считает Краузе, что человечество покидало Африку не волнами, мигрируя в разные части Старого и Нового Света, а одновременно. Это, если верить данным по мелким мутациям в мтДНК, произошло примерно 55 тысяч лет назад, что вполне укладывается в археологические свидетельства о первых миграциях людей, заключают ученые.

Источник: РИА Новости http://ria.ru/science/20160204/1369704034.html

*****

И что говорят по этому поводу археологи:

Что касается вопросов генезиса и миграции протоэтносов кроманьонцев Русской Равнины этого периода, то как показали исследования российских археологов – А.А. Чубура и руководителя Лаборатории эволюционной географии ИГРАН А.А.Величко - картина заселенности Русской Равнины кроманьонцами в последовательно хронологическом плане выглядит следующим образом:

1. Начальные фазы похолодания (26 000-23 000 лет назад) сместили ареал человека к югу, в рамки 54° северной широты.

2.Во время гмелинского интерстадиала (23 000-21 000 лет назад) наблюдается расширение ареала «восточно-европейских охотников на мамонта» практически до 56° с.ш. за счет проникновения в бассейн Оки. Вот как об этом пишет А.А. Величко:
«В середине валдайской ледниковой эпохи наступает фаза Брянского интерстадиала– относительного потепления. В первой его половине (около 40-35 тыс.л.н.) даже в высоких широтах возросла роль древесной растительности. Именно в это узкое «окно» смягчения климата позднепалео-литический человек… совершает рывок на север Русской равнины, к Полярному кругу».

3.Наступление криохрона - "Пика холода ЛП" (21 000-17 000 лет назад) вызывает новый отток населения к югу, По А.А. Величко, при наступлении максимум похолодания «можно предполагать, что 21-19 000 л.н., заселенность равнинных территорий сокращалась»
Однако масштабы оттока населения к югу часто преувеличиваются: не может быть и речи о незаселенности центра Русской равнины, и бассейна Десны в том числе в период максимума похолодания.

4. Постепенное потепление постмаксимума (17 000-12 000 лет назад) вызывает новое расширение ареала до 56° с.ш., опять за счет проникновения в бассейн Оки. То есть, после 19 000 лет назад палеолитические поселения вновь существуют в различных регионах. Это связано с тем, что, по мнению А.А. Величко, «Вероятно, криоаридные условия последней ледниковой эпохи привели к существованию относительно устойчивых во времени ландшафтов, благоприятных для жизнедеятельности первобытных охотников».
Во время заключительного этапа позднепалеолитического расселения (15-12 тыс.л.н.) число стоянок в Восточной Европе возросло.
При этом с юга этот ареалнового расселения, напротив, вновь сокращается до 50-51° с.ш.
Как-то нелепо было бы думать, что человека манили территории с менее благоприятными условиями!!!
Археолог Г.И.Лазуков на этот счет пишет: «Умственное, хозяйственное и социальное раз-витие его было таково, что он знал особенности природы обширных территорий и использовал эти знания себе на пользу …
Люди верхнего палеолита безусловно знали о южных территориях, где природные условия были благоприятные. Чем в таком случае можно объяснить тяготение человека именно к приледнико-вым, самым суровым ландшафтам?»
Парадоксальное сокращение ареала охотников на мамонта с юга во время оптимизаций климата было объяснено российскими археологами смещением населения не под давлением изменений климата, а вслед за основными стадами служившего основой экономики мамонта. Это подтвердили анализ широтного распределения местонахождений останков мамонта не связанных с палеолитическими местонахождениями и сопоставление его с распределением палеолитических памятников...

Вот как-то так. То есть, опять же не скажу за западную и центральную Европу и север Африки но 14,5 тысяч лет назад, когда льды начали отступать, на Русской Равнине охотники собиратели никак не исчезали. И никак не уступали место новым "пришельцам". ИМХО, это изначально ложная (вводящая в заблуждение) западная/антиславянская парадигма.
Что касается миграций - то по данным археологов на РР было так:
По территории Русской Равнины в верхнем палеолите (период 45000-12000 лет назад) мигрировали несколько (5) групп населения, отличающихся по традициям домостроения, обработки камня и кости:
• (1) Костенковско-Авдеевская АК;
• (2) Моравско-Павловская АК;
• (3) Пушкаревская АК;
• (4) Костенковско-Борщевская АК;
• (5) Мезинская АК;
• (6) Среднерусская АК.
Потом было так:
1.1. Рессетинская культура (13 000 – 11 000 лет назад – 9500 лет назад)
Рессетинская культура – археологическая культура свидерского типа, которая представлена рядом памятников в верховьях р. Ока и на р. Рессета.которая и которая развилась из юдиновской, авдеевской и зарайской культур. В целом близка Костёнкам. Рессетинская культура выделена А.Н. Сорокиным в 1983 г.
Согласно современным антропологическим и археологическим данным [32, 66], Рессетинская культура наследует верхнепалеолитические традиции памятников типа Гагарино (22– 21 тыс. до н.э.) – Хотылево II (23 - 20 тыс. до н.э.) – Мёзин (15 – 8 тыс. до н.э. Черниговская область Украины) [67], близких Костёнкам, и техникой обработки кремня показывает дальнейшее развитие традиции костёнковской культуры, а также относящейся к костёнковско-авдеевской общности Зарайской стоянки (Восточный Граветт. 21 – 20 тыс. лет до н.э.) [68]. Более того, сходство рессетинской культуры с материалами верхнепалеолитических памятников типа Гагарине – Хотылево-2 позволяет считать населения названных культур генетически родственными.

1.2. Бутовская культура (10 000 – 8 000 лет назад)
Бутовская культура сформировалась на основе рессетинской культуры, так как на территории Волго-Окского бассейна полностью отсутствуют свидерские памятники. По версии А. Н. Сорокина позднее свидерское население (типа Смячка-XIV, Тихонове-1), попав на территорию Волго-Окского бассейна, встретилось и, вероятно, вступило в контакт с носителями местной рессетинской культуры, существовавшей здесь в конце палеолита - начале мезолита, откуда новая культура и получила основную массу своих признаков.

1.3. Иеневская культура. (9 620 – 8 000 лет назад)
Иеневская культура — мезолитическая культура, памятники которой расположены в западной части Волго-Окского междуречья, в верхнем течении Волги и Оки. Иеневская культура датируется 2-й половиной 7-го — 6-м тысячелетием до н.э.
При этом, если бутовская культура имеет местные корни, то иеневцы - население пришлое. Эти племена пришли на территорию Тверского Поволжья из Восточной Белоруссии и Подесенья. В тоже время, по мнению доктора исторических наук Х.А. Амирханова, иеневская мезолитическая культура, так же как и рессетинская, является «прямым наследником верхнепалеолитических комплексов типа Зарайской стоянки»

1.4. Буго-днестровская археологическая культура (8 000 – 7 000 лет назад)
Ну и пошел Мезолит:
Верхневолжская культура (5240 — 3430 лет до н. э.). Сформировалась на основе бутовской культуры. Сменилась верхневолжской Льяловской культурой. По мнению антропологов, верхневолжская культура возникла на местной мезолитической основе, то есть она уходит своими корнями в 16 — 11 тысяч лет назад.
Льяловская культура (около 4000 г. до н. э.) . Сменяет собой верхневолжскую культуру, предшествует волосовской. Согласно точке зрения Д. А. Крайнова, предки носителей культуры пришли с севера. По мнению В. В. Сидорова и В. В. Ставицкого, данная культура имеет автохтонное происхождение, связанное с трансформацией древностей местных племен верхневолжской культуры.
Среднеднепро́вская культу́ра (3200—2300 до н. э.) — археологическая культура бронзового века в Среднем Поднепровье (нынешние юго-восток Белоруссии, юго-запад европейской России и север Украины). Является ветвью культуры шнуровой керамики на её восточной границе. Существуют различные гипотезы происхождения среднеднепровской культуры. А. Я. Брюсов происхождение всех «культур боевых топоров» связывает с катакомбной культурой. По мнению других исследователей, источники формирования среднеднепровской культуры следует искать в северных районах Среднего Поднепровья, формировании её на основе ямной культуры. В дальнейшем её развите проходило во взаимодействии с катакомбной и волынской мегалитическими культурами, и культурой позднего триполья.
*****
Если суммировать - древнейшие (и непрерывные) кроманьонские культуры Европы - все же были на Русской Равнине. Где-то в период 12 000 - 8 000 лет назад у них был серьезный упадок (но не исчезновение). Пришельцев с "юга" на РР - не было. А вот с запада и севера - есть варианты. "Ледниковый период" - сам по себе - практически никак не повлиял на цивилизацию кроманьонцев Русской Равнины. Скорее, даже способствовал расцвету технологий и культуры.

Источники:

1. Чубур А. А., Деснянский палеолит: проблемы история исследований, историографии и источниковедения (научное издание). Москва, РГСУ: 2005. – 116 с. В монографии изложена история исследований палеолита одного из уникальных археологических регионов Центральной России – бассейна Десны. Рассмотрена эволюция взглядов на первобытную экономику, стратегию расселения, древние миграции, жилища, социальную структуру первобытного общества и некоторые современные концепции в свете данных по этому региону. Для историков науки, археологов, краеведов, студентов исторических специальностей. Электронный ресурс  - http://cdn.scipeople.com/materials/3092/Деснянский%20палеоли...

2. Чубур Артур Артурович, «Расселение верхнепалеолитического человека в центре Русской равнины (географический аспект)»: автореферат диссертационной работы канд. ист. наук: 07.00.06 (археология), Москва (Ордена Красного Знамени Институт Археологии РАН, Государственный Исторический музей), 1997г. 20 с. Работа выполнена в отделе археологии каменного века Института Археологии РАН /Москва/. Электронный ресурс  - http://cheloveknauka.com/rasselenie-verhnepaleoliticheskogo-...

3. Величко А.А., Грехова Л.В., Грибченко Ю.Н. и др. Первобытный человек в экстремальных условиях среды. Стоянка Елисеевичи. - М.: 1997

4. Величко А.А., Грибченко Ю.Н., Куренкова Е.И., «Позднепалеолитический человек заселяет Русскую равнину» // «Природа», №3, 2003. Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Проекты 00-05-64442, 01-06-80221 и 02-06-80456а. Электронный ресурс - http://vivovoco.astronet.ru/VV/JOURNAL/NATURE/03_03/PALEORUS.HTMСправка: Андрей Алексеевич Величко, доктор географических наук, профессор, заведующий лабораторией эволюционной географии Института географии РАН. Елена Ивановна Куренкова, кандидат географических наук, старший научный сотрудник той же лаборатории. Юрий Николаевич Грибченко, кандидат географических наук, старший научный сотрудник той же лаборатории.

5. Величко А.А, Грибченко Ю.Н., Куренкова Е.И. Позднепалеолитический человек заселяет Русскую равнину, «Природа», N 3, 2003

6. Сорокин А.Н., «О СВЯЗЯХ НАСЕЛЕНИЯ БАССЕЙНА РЕКИ ОКИ В РАННЕМ МЕЗОЛИТЕ» // Археологические памятники среднего Поочья, вып. 6. Сборник научных трудов. Рязань, 1997 г. Электронный ресурс - http://www.history-ryazan.ru/node/3905?page=0,1

7. Сорокин А.Н. Рессетинская культура // Хозяйство и культура доклассовых и раннеклассовых обществ. - М., 1986.

Основной авторский Портал СверхДревней Истории Человечества - http://almisto.mirtesen.ru/