На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Во "что" и "как" верили люди до Христианства - Мировоззрение и религия шумеров

Во "что" и "как" верили люди до Христианства - Мировоззрение и религия шумеров в 4-5-ом тысячелетии до н.э.

 

 

      

 

Для начала, приведем небольшую справочку о древней цивилизации Шумера …

 

Археологически идентифицированное местонахождение цивилизации Шумера: Месопотамия, Южная часть Двуречья Тигра (шумерское Идигна, аккадское Идиклат) и Ефрата (шумерское Баранун, аккадское Пуратту) – к югу от Багдада, район Шатт эль-Араб. Время возникновения цивилизации - рубеж IV- III тысячелетия до н.э. (возможно даже, согласно ряду источников, иVIVтясячелетие до н.э.) Исторически и археологически однозначно идентифицирован I раннединастический период (около 2750—2615 гг. до н. э.)

Шумеры — народ, который в более поздних письменных документах называет себя «черноголовыми» (шумер. «санг-нгига», аккад. «цальмат-каккади»). Это был народ этнически, лингвистически и культурно чуждый семитским племенам, заселившим Северную Месопотамию («Месопотамия» по др.-греч. – «Междуречье» или «Двуречье») приблизительно в то же время или несколько позднее.

Язык шумеров имеет агглютинативную структуру. Его родственные связи в настоящее время не установлены; в разработке находится ряд гипотез.

 

Прямых предшественников-предков - неолитических культур - Шумер не имел.

 

Более того, в VI тысячелетии до нашей эры – Шумер был страной болот и озер, заросших кустарником, где по берегам и на островах ютилось редкое население. Соответственно, расцвет культуры Двуречья невозможно объяснить только благоприятными природными условиями страны для земледелия.

По этой причине, по одной из гипотез шумеры относятся к средиземноморской расе. Все попытки отыскать их первоначальную родину до сих пор оканчивались неудачей. По всей видимости, страна, откуда пришли шумеры, находилась где-то в Азии, скорее в горной местности, но расположенной таким образом, что её жители смогли овладеть искусством мореплавания. Свидетельством того, что шумеры пришли с гор, является их способ постройки храмов, которые возводились на искусственных насыпях или на сложенных из кирпича или глиняных блоков холмах-террасах. Едва ли подобный обычай мог возникнуть у обитателей равнин. Его вместе с верованиями должны были принести со своей прародины жители гор, воздававшие почести богам на горных вершинах. И ещё одно свидетельство — в шумерском языке слова «страна» и «гора» пишутся одинаково. Многое говорит и за то, что шумеры пришли в Месопотамию морским путём. Во-первых, они, прежде всего, появились в устьях рек. Во-вторых, в их древнейших верованиях главную роль играли боги Ану, Энлиль и Энки. И, наконец, едва поселившись в Двуречье, шумеры сразу же занялись организацией ирригационного хозяйства, мореплаванием и судоходством по рекам и каналам. Первые шумеры, появившиеся в Месопотамии, составляли небольшую группу людей. Думать о возможности массовой миграции морским путём в то время не приходится. В эпосе шумеров упоминается их родина, которую они считали прародиной всего человечества — остров Дильмун (отождествляемый с современным Бахрейном в Персидском заливе).

 

Религия шумеров

Религия шумеров представляла собой довольно четкую систему небесной иерархии, хотя некоторые ученые считают, что пантеон богов не систематизирован.

Шумерский пантеон богов функционировал как ассамблея во главе с богом-царём. Возглавлял богов бог воздуха - Энлиль, который разделил небо и землю. Творцами мироздания в шумерском пантеоне считались АН (небесное начало) и КИ (мужское начало). “Старшим” по возрасту в Шумере считался бог Ан (Ану). Он сотворил небеса – обитель богов. После этого Ан почил, погрузившись в созерцание.

В целом же, в религиозных представлениях шумеров отражались черты социальной действительности или следы недавно прошедшей эпохи. Огромную роль в повседневных обрядах играли женские божества, шумерские имена которых включали слово «нин» («госпожа»). Богиня Инанна занимала одно из самых видных мест в пантеоне: от нее зависело плодородие земли и плодовитость женщин. Женщина-мать пользовалась большим уважением в шумерском обществе.

Боги в Шумере представлялись как люди. В их взаимоотношениях встречаются сватовство и войны, изнасилование и любовь, обман и гнев. Существует даже миф о человеке, овладевшем во сне богиней Инанной. Примечательно, что весь миф проникнут симпатией к человеку.

Важно также отметить, что Бог Энлиль не был полновластным владыкой – деспотом. По важным вопросам собирался совет Богов, и порой Энлилю приходилось выслушивать горькие упреки за свои слова и поступки. Собрание богов вел бог Ан. Предложения, сопровождаемые криками "да будет так!" принимались собранием. В силу они вступали после провозглашения семеркой "богов-законодателей". Младшие боги не имели права голоса, а свое мнение могли выражать "шумом". Несомненно, что этому небесному идеалу соответствовал порядок решения городских проблем в Шумере. Таким образом, порядки в мире богов напоминают «военную демократию», характерную для варварского общества, стоящего на пороге формирования государства.

Ассамблея богов (см. Табл. 1) также состояла из групп, основная группа известная как «Великие Боги» состояла из 50-ти божеств и, по верованиям шумеров, вершила судьбу человечества. Также божества разделялись на «креативных» и «некреативных». Креативные боги были ответственны за небо (Ан), землю (богиня-матерь Нинхурсаг), море (Энки), воздух (Энлиль).

С появлением божества Энки у древних шумеров (и позже – у вавилонян) связана достаточно необычная легенда (больше похожая на сказку) .Так, согласно данным А.А. Воронина ([14, стр.224]:

«…Вавилонский жрец Бэрос, живший во времена Александра Македонского, описывает прибытие загадочного морского «рыбочеловека» Оаннеса. Он приплыл из Эритрейского (Индийского) моря, обучил людей наукам, искусству, письменности, законам, строительству храмов. Ночью «рыбочеловек» погружался в воду, так как был амфибией и дышал, видимо, жабрами. Оаннес был назван вавилонянами Богом Волн, амфибией, имевшей голову и торс человека с нижней половиной похожей на рыбу, покрытой чешуей. Это своеобразный пересказ шумерского мифа о приходе бога воды Эа или Энки. Оказалось, что название этого бога не шумерское, а убаидское, т. е. протошумерское. Ученые доказали, что распространение высокой культуры, созданное убаидцами, шло с юга на север, со стороны Эриду, самого южного города Двуречья, стоявшего на берегу Персидского залива…».

Таблица 1. Шумерские боги и герои

 

Имена шумерских Богов и Героев                                              Их функции и роль в создании и развитии

Шумерской Цивилизации

 

Бог Ан (Ану)                                        Сотворил небеса – обитель богов. 

                                                  После этого Ан почил,

                                                  погрузившись в созерцание. 

                                                  Завершал творение Энлиль.

                                                  У шумеров "ан" обозначает небо; в санскрите - мать.

 

Богини Анату                                        Богиня земли и супруга Ан (парное ему женское божество)

Бог Энлиль                                            Бог Неба, создатель колеса и зерна

Бог Энки                                                Морской бог

Нинхурсаг                                              Богиня-матерь, богиня плодородия и вообще земли

Нинкаси                                                  Зачинательница пивоварения

Утту                                                        Зачинательница ткацкого ремесла

Садовник Шукалитудда                     Зачинатель садоводства

Царь Энмедуранки                              Изобретатель способов предсказаний

Нингаль-Папригаль                            Изобретатель арфы

Энмеркар                                               Изобретатель письменности

Гильгамеш и Энмеркар                      Основатели градостроения

Космические явления и культурные феномены поддерживались в гармонии благодаря так называемой энергии «Мэ» (или «Ме»), которая означала прототип всего живого, излучаемого богами и храмами. Другими словами, «Мэ» — это набор правил, данных каждой космической функции и культурному феномену, с целью вечного поддержания их функции соответственно кланам создавшего их божества.

Правила Мэ:

Å                       энство

Å                       истина

Å                       царская власть

Å                       закон

Å                       искусство

С энергией «Мэ» также была связана и шумерская космогония. Так, шумерская генеалогия богов начинается с “Божественного господина Мэ Вселенной” и “Божественной госпожи Мэ Вселенной”:

В Месопотамии, как и повсюду, имел хождение миф о сотворении мира из космического яйца. В первозданном океане из расколотого яйца появились небо и земля. Потом образовалась иерархия богов- небесных и земных.

Ближайший к небу уровень занимает горная страна Кур, Великая земля. Это царство мертвых. Ниже – подземный океан Абзу. Под ним – божественные сущности “ме”, где обитают младшие боги – «абгали». Подземная река отделяет мир живых от мира духов.

Некоторые шумерские мифы весьма любопытно трактуют причины появления людей на Земле: «Боги не захотели заниматься тяжелым физическим трудом – строить и копать каналы, таская глину в тяжелых корзинах. И тогда они слепили из глины, замешанной на божественной крови, людей, на которых и возложили эти обязанности. Здесь очевиден параллелизм между богами и знатью, освобожденной от трудовых повинностей, которые возлагались на основную массу населения».

Также у шумеров присутствовал миф о всемирном потопе.

Вселенная в шумерской мифологии состоит из нижнего и верхнего мира и землёй между ними. У шумеров было своеобразное представление о Рае, в нем не было места человеку. Шумерский Рай – это обитель богов. В целом нижний мир считался огромным космическим пространством под землёй, противовесом небесам. Нижним миром правили боги: Нергаль и Эрешкигаль.

Шумеры считали, что они созданы для служения богам, между ними и богами существует очень тесная связь. Своим трудом они как бы «кормят» богов, и без них боги не смогли бы существовать также, как и шумеры без богов.

Сохранились многочисленные памятники шумерского искусства – в основном статуэтки, вылепленные из глины: фигурки богов и их почитателей («адорантов»). Боги наделяются разными атрибутами, свидетельствующими об их величии (особые головные уборы, окружающие их астральные знаки: звезды, лунный серп и пр.). Земные их почитатели совершенно безличны и лишены всякой индивидуальности. Единственное, что выражают их молитвенно сложенные у груди руки, это богобоязненная преданность. Отношения с богом не имеют характера личной связи: человек всего лишь участник общинного культа.

Кроме того, известен [1] круг раннешумерских тотемов. Его удалось установить по изображениям на ритуальном сосуде, найденном при раскопках в Джемдет-Насре (Двуречье): первый знак на шумерской табличке — голова животного, скорее всего козленка, вторая изображает скорпиона, третья, по-видимому, — голова человека или божества, четвертый символизирует рыбу, пятый знак — какое-то строение, шестой — птицу. Таким образом, историками было высказано предположение, что на табличке изображены тотемы: «козленок», «скорпион», «демон», «рыба», «глубина-смерть», «птица».

 

О богослужении шумеров можно получить представление по упоминаниям в клинописных табличках. Условно ритуалы можно подразделить на освятительные, очистительные, служебные и погребальные.

Среди освятительных ритуалов прежде всего следует упомянуть ритуал закладки первого камня храма. На месте, указанном главным жрецом, вбивали кол и зарывали умилостивительные жертвы. Кол – символ оплодотворения земли богом.

Таким образом, согласно представлениям шумеров, открывается прямой путь нисхождения животворящей благодати в храм. Это ось земли, ход на небо.

Другое освятительное таинство - “оживление” изготовленной или реставрированной статуи божества. В нем участвовали только жрецы. С помощью магических манипуляций статуя наделялась “силами”. Ей “отверзали” очи, уши и уста. Так обеспечивалось “присутствие” Божества в храме. “Присутствие” Бога в шумерском богослужении было оформлено как реальное, физическое его присутствие. Чувство святости, таким образом, переносилось на изображение Божества.

Ритуалы проводились под пение гимнов и благодарственных молитв в сопровождении арфы, флейты и барабана. Труба и барабан изображали глас Божества.

Арфа, труба, барабан - средства отпугивания злых духов. Магическую силу они получали в результате манипуляций жреца. Струны арфы изготавливали из жил быка. Трубу - из его рога. Барабан - из шкуры. Труба изображала голос Быка (бога) или Небесной коровы. Арфа, вероятно, озвучивала речения Быка.

Перед закланием черного быка магическими средствами делали "священным", оказывали ему поклонение, чтобы могущество его передалось барабану.

После того, как быка забивали, сердце сжигали перед барабаном. Затем отделяли шкуру и сухожилия с правого плеча. Тушу умащивали благовониями, закутывали в красное одеяло и погребали головой на запад, как человека.

Поскольку убийство быка считалось грехом, в некоторых храмах жрец, замаливая вину, причитал: "Боги совершили это, а не я".

После облачения статуи проводился ритуал потребления даров. Блюститель священных сосудов приносил пожертвования. Жгли ладан. Возливали благовонное кипарисовое масло. Сливки, молоко, мясо, фрукты, вино и другая снедь подавались на жертвенный стол.

Божество “насыщалось” ароматами и видом жертв. Освященная прикосновениями к статуе пища подавалась на стол царю, жрецам и служителям храма. Кроме пищи, в храм жертвовали одежду, ткани, кожу, утварь, украшения.

На отдельный жертвенник приносили непорочных сосунков. Перед закланием на голову животного принесший возлагал руки, знаменуя передачу на него своих грехов. Потом окровавленные руки омывались в воде, во искупление грехов.

Возложение рук практиковалось также при передаче священной власти и при освящении.

Боги в представлении шумеров очеловечивались. Перед статуями пели эпические баллады, разыгрывались представления с танцами, музыкой и даже цирковыми номерами. Богов носили “в гости” к их “родственникам” в другие храмы.

 

Главное таинство

В святилище совершалось самое важное таинство брака храмовой жрицы и божества (или жреца и богини). Это таинство определяло смысл шумерской религии – возобновление жизненных сил через отмирание и возрождение.

Таинство было приурочено к священным дням празднования новолетия. В день весеннего равноденствия Божество света преодолевало силы тьмы и возобновляло жизнь.

Ритуал божественного брака исполнялся царем (“богом” и храмовой жрицей (“богиней”). Вот одно из описаний ритуала:

“В безлунный день, на Новый Год, в день ритуала, они накрыли ложе для моей госпожи. Они очистили матрац кедровой эссенцией и уложили ее в постель. И еще положили покрывало. Пока покрывало украшало постель, моя госпожа омывала чресла, она омывала чресла царя, она омывала чресла Иддин-Даган.

Праведная Инанна натирала себя мылом, орошала маслом и кедровой эссенцией землю. Царь вошел в чистые чресла высокой головой, высокой головой он вошел в чресла Инанны. Амаусумгаланна [Думузи] разделяет с ней ложе, в ее чистые чресла войдя”.

В праздник новолетия около недели шли грандиозные пиршества. Статую Божества носили по городу, освящая ее присутствием улицы. Перед ней пели гимны о сотворении мира и человека.

Таким образом, религия наполняла жизнь шумерского общества. Вероятно, не все могли выполнять свой долг в полном объеме. Одной из форм "заочного" участия в храмовом богослужения стали небольшие (в 1-2 локтя) скульптуры, сделанные по заказу. На одной из них археологи нашли надпись: “Пусть статуя, к которой да обратит свой слух моя повелительница, произнесет мои молитвы”.

Статуи обеспечивали “присутствие” тех, кто отправлялся в военный поход или с торговым караваном. Со статуями проводились те же очистительные ритуалы, что и с человеком. Их окропляли водой, над ними читали заклинания для изгнания болезни и всякого зла. После смерти человека статуи тоже хоронили.

Самые стойкие обряды связаны с почитанием предков. Отношение к предкам у шумеров было традиционно почтительным. К предкам ходили на могилы. Их “угощали”, с ними разговаривали.

Умирая, старики могли надеяться только на почитание своих близких. Те, в свою очередь, ждали помощи от умерших. На могилы в ямку клали жертвы и взывали о помощи. После этого ждали сновидения, в котором родственник являлся с советом.

Существовала традиция хоронить родных не на кладбище, а во дворе или под полом, чтобы семья была в сборе. Люди очень дорожили родовым гнездом. До сих пор у народов Междуречья сохранилась эта необычайная привязанность к дому. Продать дом своих предков считается там последним делом.

При исполнении похоронного обряда родственники одевались в рубище, шли в дом собраний, били в барабан, извещая о кончине.

Родные умершего обходили все храмы города и окрестностей, чтобы испросить у всех богов поблажку родственнику в царстве мертвых. На похоронах царила глубокая скорбь. Страдания усиливали, царапая лицо, нанося себе ножевые раны и причитая.

Нанесение ран на похоронах происходит из древнего обычая “сопровождения в смерти”, когда в могилу вместе с умершим вождем шли любимые животные, придворные и слуги.

Обряд сопровождения в смерти шумеры проводили на похоронах знати. Раскопки показывают, что придворные шли на смерть добровольно, из любви к господину.

Процессия шла к месту захоронения под музыку труб, свирелей и барабанов.

Молитвы обреченных тонули в мощном хоре храмовых певцов и окружающего народа, реве жертвенных животных. Весь город взывал к небу. Вероятно, участники великой трагедии не сомневались в смысле жертвы. Участие в смерти господина было честью на земле и надеждой на небесное воздаяние.

Сойдя в яму, наложницы, свита и слуги выпивали смертную чашу. Музыканты продолжали играть до момента, пока инструмент не выпадал у них из рук.

Жертвенных животных забивали, после чего всех засыпали землей.

И начиналась поминальная трапеза. Вокруг могилы зажигали костры. Делались благоуханные возлияния небесным богам и богам нижнего мира. Чаши с дарами прикрывали крышкой и засыпали землей. По глиняному желобу возлияния текли в могилу.

Вероятно, обряд “сопровождения в смерти” сохранялся до тех времен, пока цари и знатные люди могли подтверждать делами идею своего богоподобия.

 

Внешние Источники:

 

1. Гриневич Г.С., “ПРАСЛАВЯНСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ * результаты дешифровки*", Т.1. – М., «Общественная польза». - 1993. - 328 стр.;

2. “ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ“, Том 1. - под ред. Ю. П. Францева.- АН СССР, Гос. издат. Полит. литер., М., 1955;

3. Гуляев В. И. Шумер, Вавилон, Ассирия. 5000 лет истории. - М.: Алетейа, 2005.

4. Дьяконов И. М., Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. Восточная лите-ратура, Москва, 1994, стр. 352

5. Емельянов В. В. Древний Шумер: Очерки культуры. - СПб.: Азбука-классика: Петерб. Вос-токоведение, 2003 (2001)

6. Канева И. Т. Шумерский язык. - Санкт-Петербург: Петербург. востоковедение, 2006.

7. Конелес В.Ю., «Сошедшие с небес и сотворившие людей».- - М.: Вече, 2000. - 576 с. ("Тай-ны древних цивилизаций").

8. Тураев Б. А. История Древнего Востока. - Т. 1. М., 1935

9. Б.Байер, У. Бирштайн и др. История человечества 2002

10. Белицкий Марианн, Шумеры. Забытый мир (пер. Д. Гальперина), Варшава, 1965 г.

11. Крамер Сэмюель Ноа. Шумеры. - М.: Центрполиграф, 2002

12. Вулли Л. «Ур халдеев». — М.: Издательство восточной литературы, 1961. — 254 с. — (По следам исчезнувших культур Востока).

13. Чайлд Г. Древнейший Восток в свете новых раскопок. М., 1956 

 

С искренним уважением,

Алекс. А. Алмистов

Один из непосредственных организаторов Клубного Лектория "Истоки Цивилизаций" (http://almisto.mirtesen.ru/, http://lah.ru/mast/lection.htm,

http://www.youtube.com/channel/UCybBqIhvBrbdRg0xcQwL4dQ/vide...)

Видео по теме:

Алекс А. Алмистов  - «Атлантида как предтеча Европейской Цивилизации»

Клубный лекторий «Истоки цивилизаций». Лекторий проходит в Выставочном зале «Творчество» (www.zal-tv.ru, Москва, 2012)

Лекция  от 22 ноября 2012г. - Алмистов Александр Александрович - кандидат экономических наук, один из непосредственных организаторов Клубного Лектория "Истоки Цивилизаций" (http://lah.ru/mast/lection.htm), действующий член «Русского общества по изучению проблем Атлантиды» (РОИПА) (http://roipa-atlantida.narod.ru, http://roipa.chat.ru/ (http://zhurnal.lib.ru/a/almistow_a_a/, http://almisto.chat.ru), АРТ-ГРААС-художник (http://almist13.chat.ru), автор историко-фантастического романа "Атлантида Сумрачного Солнца".

Тема лекции: «Атлантида как предтеча Европейской Цивилизации».

(Атлантида – как недостающее звено в эволюции цивилизации от первобытно-общинного строя к Античности. Систематизированные исторические данные по кроманьонцам, Древнейшей культуре «Эль-Убайд», Цивилизации Древнего Шумера, цивилизации Древнего Крита, по средиземноморским Пеласгам (Pelasgoi) и Этрусскам (Etruscas, Rasenna)).

Полное видео доступно по следующему WEB-адресу:

Картина дня

наверх