РЕИНКАРНАЦИЯ ДУШИ - в рамках мировоззрения наших возможных предков - этруссков
Исходя из роли Первоокеана в загробной жизни этрусков; дальнейшей необходимостью преобразования мужской души через порождающее женское начало, проходящее этапы сакрального брака и борьбы с богиней, а затем с физическим преобразованием мужской души в женское божество; можно сделать следующие выводы о строении этрусской концепции посмертного существования основной личностной души человека.
1. Сама смерть является причиной посмертного путешествия, которое происходит с помощью проводников в Загробный мир и помощников. Проводниками являются кони и различные демоны. Помощники души умершего: птицы, собаки, Гении, Сциллы, "косатые", прежде умершие родственники и специально умерщвленные для этой цели слуги и сопровождающие. Специальное умерщвление совершалось в различных погребальных играх - прототипах гладиаторских боев в Риме.
Переход в иной мир часто символизировался прыжком в воду, нырянием, водоплавающими птицами, которые указывали на растворение в женской водной Первоматерии и возрождение через ее бессмертные, внесущностные свойства.
2. Душа должна преодолеть ряд препятствий или сразиться с хтоническими персонажами, такими, как Медузы, Сциллы, существа напоминающие греческого Тифона, адские псы и т.д. Элемент суда души выражен в неявном виде - это девятеричный и двенадцатеричные советы Тина, а также всевозможные "пишущие демоны", имеющие списки прижизненных дел умершего. В силу того, что Мироздание поделено на 40 частей (40 частей модели печени из Пьяченцы), путешествие души по аналогии с мифами и сказками различных народов, должно проходить по территориям различных божеств. Из этого следует, что испытания души могут варьироваться по характеру того мифологического персонажа, на территории которого пребывает душа. Для сокращения пути души и облегчения преодоления препятствий ей и придаются помощники и сопровождающие. Такие сопровождающие и помощники аналогичны сказочным волшебным помощникам, выделенным В.Я. Проппом.
3. После преодоления ряда препятствий происходит встреча и борьба души с богиней, как в случае борьбы Геркле и Млакуч/ Менрвы, которая может преображаться в различных животных (змея, бык, дракон) и явления (огонь, вода). Борьба, как и предыдущее преодоление препятствий, может по аналогии с другими мифологическими системами олицетворять искупление грехов, овладение своими чувствами и своим "Я", очищение, кроме того, она является предпосылкой к получению награды.
4. В случае победы над женским божеством с ним совершается сакральный брак, затем происходит пир, сидение на троне, получение напитка бессмертия. После сакрального брака, которым завершается и большинство волшебных сказок, и воцарения героя, происходит его перевоплощение в женщину. Такое перевоплощение указывает на первичность женского начала в этрусской мифологии и космогонии.
В этрусских погребениях часто встречаются изображения мужчин, возлежащих за трапезой преображения с "брачным" венком на голове. Данные изображения представляли акт сакральной свадьбы с женским божеством и питием душой напитка бессмертия. Сакральный брак с богиней символизировал объединение в некую единую сущность с бессмертным женским началом, а дальнейшее преобразование в женщину было изживанием душой всего смертного - мужского. Мужское является смертным по отношению к женскому, потому, что вторично по отношению к бессмертной и внесушностной Первоматерии. Поэтому на надгробиях, изображающих перерождение мужчины в женщину, символически изображалось Море как Первоматерия. Душа превращаясь в женщину как бы сама порождала свое новое бессмертное тело. В этрусских гробницах нередки изображения женщин, сидящих на троне с младенцем на руках, олицетворяющих сам акт царственного возрождения к новой жизни мужского начала - женским. Подобные изображения встречаются и на этрусских погребальных зеркалах.
5. Преображение души умершего начинается с головы, то есть преображается сама сущность человека. Временное место пристанища праха и личностной сущности погребенного - погребальные сосуды, имеющие изображение головы умершего, которая, как считали этруски, и сохраняла его личность. Позднее роль такого сосуда стали выполнять саркофаги со скульптурным изображением умершего на крышке.
Кроме основной личностной души, как указывалось ранее, по представлениям этрусков человек имел еще две души.
Основная личностная душа человека находилась в его голове. Вторая эмоциональная душа, связанная с Подземным миром находилась в печени. Она связывала человека с велениями мироздания и передавала их через эмоции и чувства низшего порядка. После смерти человека он должен был освободиться от этой эмоциональной "низменной" души. Преодоления препятствий и испытаний Загробного мира связано с таким освобождением. Сама эмоциональная душа или должна была раствориться в первичной Протоматерии близкой ей потому, что и сама эмоциональная душа и Протоматерия были связаны с неуправляемой стихией природных сил, или стать одним из существ Подземного мира, олицетворяющих те или иные природные силы.
Третьей душой человека, видимо, мыслилась душа, находящаяся в сердце и аорте. Она не несла личностных черт человека, а могла пониматься как родовая душа, связанная с определенной местностью и семьей-фамилией.
Источник: Наговицын А.Е. Мифология и религия этрусков. М., 2000 г. (http://www.kladina.narod.ru/nagovitsin/frames.htm)
Люстра из Кортоны. Ок. 450 г. до н.э.
Так как данный памятник кажется нам очень важным для понимания этрусской концепции Космоса, приведем его полное описание из книги А.И. Немировского.
"Если смотреть на люстру снизу, обращает на себя внимание ряд концентрических кругов, заполненных рельефными изображениями. Центральное место в глубине люстры занимает голова Горгоны с ее обычной атрибуцией. Горгона замкнута полосой из примыкающих друг к другу треугольников. За ней расположены четыре группы животных. В первой группе лев и грифон нападают на лошадь, во второй пантера и грифон терзают быка, в третьей львица и самка пантеры разрывают оленя, а в четвертой кабан становится жертвой самца пантеры и льва.
Животные отделены от следующей полосы изображений тремя выпуклыми полосками. Над ней по всей поверхности идет полоса переходящих друг в друга завитков. Этот декоративный мотив, обозначающий волны был известен на Кикладских островах уже в III тысячелетии до н.э., на Крите в первой половине II тысячелетия до н.э. Над волнами, на одинаковом расстоянии друг от друга, находятся 8 дельфинов.
Ближе к кромке имеется еще одна полоса изображений с 8 фигурками Силенов, дующих в двойные флейты. Силены бородаты с лошадиными ушами и ногами. Волосы на затылке у них уложены в два ряда завитков, на голове диадема. Между Силенами сидят женские демонические существа, у них птичьи ножки, сложенные хвосты и широко распростертые крылья.
По краю люстры расположены бородатые персонажи, имеющие по паре рожек. Это 16 ахелоев"* [*Немировский А.И. Этруски... С. 176-177.].
Дополнение (о новом рождении):
Согласно мировоззрению этруссков имеет место быть существенное отличие в женском и мужском пути в Загробный мир. У мужчины преображение связывается с сакральным браком и превращением мужской души в богиню, по крайней мере на одном из этапов своего перерождения в женщину, причем, женщину "рождающую его новую божественную сущность". Иными словами можно сказать, что одну и ту же идею перерождения души этруски изображали разными способами. Первым способом было показать наличие сакрального брака с женским божеством, которое одновременно являлась мистической женой души и ее матерью, т.е. в процессе сакрального брака с богиней душа как бы растворялась в женской материнской стихии и вновь рождалась на свет в новом качестве. Поэтому в этрусских гробницах часто встречаются изображения женщин с детьми.
Вторым способом демонстрации процесса перерождения мужской души был прием, использованный при изготовлении скульптуры бронзового этруска из коллекции Эрмитажа. В памятниках такого рода показано поэтапное преображение души, одним из этапов которого было превращение в женское божество, которое затем рождало новую сущностную оболочку для души. Для того, чтобы такое преображение было понятнее, обратимся к аналогии из животного мира. Превращение гусеницы в бабочку проходит через стадию куколки, которая сама из себя рождает новую сущность. Вполне вероятно, что процесс преобразования души после смерти, соотносился этрусками с природными биологическими явлениями, которые они могли каждодневно наблюдать.
У женщины загробный путь связан со стихией Протоокеана, Первоматерии, в которой она должна очиститься и преобразиться как "рождающая богиня". Представления о перерождении женской души близки к представлениям о мистическом прыжке в Протоокеан.
Кроме прыжка в Первоматерию Протоокеана, загробный путь женской души можно видеть на ряде этрусских женских надгробий, например, на стеле из Чертозы в Болонье, на которой изображена женщина, выезжающая под зонтиком на колеснице. На передке колесницы изображена сирена, следовательно, выезжает не сама женщина, а ее душа, так как сирена являлась помощником души в преодолении водной загробной стихии, связанной с чудовищами и всепоглощающим Протоокеаном (см. раздел "Сирены"). Кроме возницы, на стеле изображен летящий обнаженный Гений, благословляющий душу в путь, перед колесницей шествует бог-проводник, перед ним - бегущий пес, который являлся символом отыскания пути и проводничества и связывался с Загробным миром. Такое количество проводников говорит о том, что для женщины путь в Загробном мире неведом. То, что женщине придется преодолеть водную стихию, подчеркнуто тем, что бог-проводник в одной руке держит жезл, а в Другой - весло, об этом говорит и орнамент волн по периметру стелы. Мы полагаем, что душа умершей женщины нисходит в стихию Первородного моря - для последующего возрождения в нем. По-видимому, душа женщины для дальнейшего существования и перерождения должна соединиться с Протоокеаном.
К этому ещё можно добавить, собственно, концепцию реинкарнации (т.е. рождения человека в новом биологическом теле). У этруссков она выглядела следующим образом:
"«Богиня Уни в ипостаси Великой Матери, покровительницы рода и рождения могла нести в себе основной принцип этого рождения, его порождающего начала. Она могла явиться той силой, которая привела к начальному появлению Мира. Менрва, в свою очередь, как ее дочь, могла олицетворять хтоническое Протоморе (хаоса), где происходит очищение и перерождение души. Если предположить, что богиня Уни отвечает за рождение тела и всего материального в мире, то Менрва отвечает за перерождение души человека. В этом случае становится понятным указание на раздельное появление душ всего живого и его телесного проявления в описании творения мира.
Процесс творения мира при таком космогоническом подходе становится процессом выделения из хаотической Протоматерии все более тонких и организованных сущностей, которые тем тоньше и специфичней, чем больше (!!!!!!) перерождений они совершили на своем пути: не случайно эт-руски считали, что некоторые (!!!!!) усопшие после смерти переходят в более высокие инстанции - становятся полубогами. "
Другими словами, у этруссков было следующее представление о том, что происходило с душой/личностью человека после его смерти:
1. Первый вариант. Бесперспективная душа/личность Дезинтегрировалась и возвращалась в виде разрозненных "элементарных" частиц в в Первоматерию Протоокеана;
2. Второй Вариант. Не слишком удачно прошедшая (не слишком совершенная) свой "земной" путь душа/личность - вновь (после некоторого "ожидания") возвращалась на землю;
3. Третий Вариант. Достигшая предела ("земного") совершенства душа/личность - после смерти человека переходит в более высокие инстанции (становится более тонкой и организованной - чем "обычный" человек - сущностью) - становится полубогом
ПОДРОБНЕЕ (с учетом специфики атлантологии) на Основном авторском портале по Древней ИСТОРИИ - http://almisto.mirtesen.ru/ и в специальном разделе на форуме ЛАИ: http://laiforum.ru/viewtopic.php?f=161&t=2627
С искренним уважением,
Алекс. А. Алмистов
Один из организаторов Клубного Лектория "Истоки Цивилизаций" ( http://almisto.mirtesen.ru/, http://lah.ru/mast/lection.htm,
http://www.youtube.com/channel/UCybBqIhvBrbdRg0xcQwL4dQ/vide...)
Координатор Проекта «Русское Атлантологическое Сообщество (Ассоциация) – РАС(А) - http://paca.ucoz.ru/
Доп. ссылки (авторские материалы):
1. Этрусски- Систематизированные Исторические Данные по Этрусскам (Etruscas) - http://samlib.ru/a/almistow_a_a/vip-etrusskas.shtml
2. Славянский образ из глубины веков - http://samlib.ru/a/almistow_a_a/atlanti-slavjane.shtml
3. Минойцы были европейцами - http://almisto.mirtesen.ru/blog/43077517505/Minoytsyi-byili-...
4. История и традиции расенов (этруссков): институт "царской" власти и Лукумоны - http://almisto.mirtesen.ru/blog/43864748447/Istoriya-i-tradi...
5. Особенности взаимоотношения (социального и гражданского) наших возможные предков до Христианства - Принципы самоорганизации общества у этруссков. Особые (для античности) привилегии женщин - http://almisto.mirtesen.ru/blog/43314243094/Osobennosti-vzai...
Видеолекция по истории этруссков, минойцев и пеласгов:
Авторское Видео по теме:
Алекс А. Алмистов - «Легендарные Цивилизаторы Европы: Пеласги, Минойцы, Этрусски»:
http://www.multiupload.nl/7RJK81CZN5
Клубный лекторий «Истоки цивилизаций». Лекторий проходит в Выставочном зале «Творчество» (www.zal-tv.ru, Москва, 2013). Лекция от 30 мая 2013г. Тема лекции: «Легендарные Цивилизаторы Европы: Пеласги, Крито-Минойцы, Этрусски (Расены)». (По Гелланику (V в. до н.э.), «этруски — это ответвление эгейских пеласгов», а пеласги — это догреческое население Греции и Эгеиды, в том числе и острова Крита, т.е. те самые «минойцы», которыми правил царь Минос ... В свою очередь, «Отец истории» Геродот, сообщает, что Эллада именовалась ранее Пеласгией, т.е. страной пеласгов; что пеласги говорили на варварском (т.е. негреческом) наречии, что греки позаимствовали у пеласгов даже некоторых богов...)
Алекс А. Алмистов - «Из Сверхдревней Истории Европы»:
Видеозапись семинара Научно-исследовательской группы "Происхождение Человечества" от 08-01-2014 (Первая часть. Доклады)
Семинар проходил по адресу: Ул. Свободы, д 91, ДК "Алые Паруса". Малая гостиная.
Организатор Александр Белов (лектор КЛ) (Научно-исследовательская группа "Происхождение Человечества").
Участникам семинара попробовали ответить на следующие вопросы:
1. Как Вы думаете (варианты):
- людей создал Бог;
- люди потомки инопланетян;
- люди появились в результате эволюции?
2. Сколько было человечеств на нашей планете? Имеем ли мы следы их существования на земле. К какому геологическому или историческому времени они относятся?
3. Причины появления людей на планете? Случайность? Игра космического разума? Формирование высокоразвитой цивилизации и воссоединение с себе подобными "космическими братьями"? Возможны другие варианты?
Участники дискуссии первого заседания Дискуссионного клуба по теме: "Происхождение человечества": А. Белов, В. Чернобров («Космопоиск»), А. Семенов («Экология Непознанного»), А. Алмистов («РАС (а)»), А. Тюняев, И. Бурцев
От академической науки:
Правдивцев Виталий Леонидович - учёный, кандидат технических наук, писатель, режиссер
Давиденко Игорь Владимирович - доктор геолого-минералогических наук, профессор, писатель
Акоев Николай Николаевич - ихтиолог, исследователь
Трахтенгерц Михаил Самойлович - исследователь, писатель, председатель секции «Гоминология» в Дарвиновском музее.
Константиновская Людмила Васильевна - астроном, кандидат геолого-минералогических наук, доцент РУДН
Тюняев Андрей Александрович - журналист, главный редактор общественно-политической газеты «Президент». Основал некоммерческую организацию «Академия фундаментальных наук „Организмика"». Выпускник кафедры «Ракетные двигатели» Тульского политехнического института.
Витальев Владимир Васильевич - астробиолог
Бурцев Игорь Дмитриевич - президент ассоциации «Гоминология», кандидат исторических наук, писатель
Основной авторский портал по Древней ИСТОРИИ - http://almisto.mirtesen.ru/