Во "что" и "как" верили наши «возможные» предки до Христианства - Мировоззрение и религия крито-минойцев
Для начала, приведем небольшую цитату – в тему «возможных предков» …
« … по Гелланику (V в. до н.э.), «этруски — это ответвление эгейских пеласгов», а пеласги — это догреческое население Греции и Эгеиды, в том числе и острова Крита, т. е. те самые «минойцы», которыми правил царь Минос [1].
«Отец истории», великий Геродот, сообщает, что Эллада именовалась ранее Пеласгией, т.е. страной пеласгов; что пеласги говорили на варварском (т.е. негреческом) наречии, что греки позаимствовали у пеласгов даже некоторых богов. Другой знаменитый историк античности, Фукидид говорит в первой книге своей Истории: «По-видимому, страна, именуемая ныне Элладой, прочно заселена не с давних пор. Раньше происходили в ней переселения, и каждый народ легко покидал свою землю, будучи тесним каким-либо, всякий раз более многочисленным народом». Больше того, по словам того же Фукидида, сама страна Эллада, «вся, как таковая, не носила еще этого имени... название ей давали по своим иные племена (не греки), главным образом пеласги».
О пеласгах сообщается и в гомеровских поэмах «Илиаде» и «Одиссее». В первой из них они упоминаются как союзники троянцев; во второй называются среди многочисленных народов, населяющих остров Крит. Говорят о пеласгах и многие другие античные авторы.
Их свидетельства были собраны воедино и тщательно проанализированы в книге «Пеласги», вышедшей в Вене в I960 году и написанной Ф. Лохнер-Хюттенбахом. Ему удалось убедительно показать, что пеласги обитали на Балканах, в северной части острова Пелопонес (не говоря уже о центральной Греции), на Крите, в Трое, а также и на других островах Эгейского моря и эгейском побережье Малой Азии.
Кто же такие пеласги? Болгарский ученый академик Владимир Георгиев доказал, что прежде всего язык пеласгов был индоевропейским. Но какой именно? Чтобы ответить на данный вопрос, хотя бы в плане предположения, самое время вернуться к высказыванию Гелланика (V в. до н.э.) о том, что «этруски — это ответвление эгейских пеласгов». По мнению Гелланика, пеласги, изгнанные греками, приплыли к устью реки По, продвинулись в глубь страны, захватили город Кротон (Кортону) и поселились в местности, получившей название «Тиррения». «Этрусками» этрусков называли римляне (латиняне); греки называли этрусков «тирренами», а сами этруски, согласно Дионисию Галикарнасскому, называли себя расена, и это всё при том, что «совершенно безоговорочно этруски названы славянским племенем в словаре Стефана Византийского». Сказанное можно представить в виде схемы: пеласги - этруски - славянское племя (расены) и сделать предположительный вывод, что пеласги — это славянское племя, т.е. праславяне.
Об этом же, но в несколько ином плане говорит и известный советский этрусколог А.И. Немировский, анализируя исторические данные о появлении пеласгов в Италии (точнее, в Этрурии): «...пеласги — народ не грекоязычный, а говорящий на языке, близком к греческому. Они родственны иллирийцам, фракийцам, фригийцам и, возможно, праславянам …».
Гриневич Г.С., “ПРАСЛАВЯНСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ * результаты дешифровки*", Т.1. – М., «Общественная польза». - 1993. - 328 стр
Фестский диск.
В летний сезон 1908 года итальянская археологическая экспедиция, с середины 80-х годов предыдущего столетия работавшая в южной части острова Крит, вела раскопки царского дворца на акрополе древнего город Феста. И вот вечером 3 июля Луиджи Пернье, исследуя культурный слой в одном из подсобных дворцовых помещений, обнаружил замечательный образец неведомой дотоле письменности.
Это был небольшой по размерам диск из хорошо обожженной глины, имевший диаметр 15,8-16,5 см и толщину 1,6-2,1 см. С обеих сторон его покрывала, подобно причудливому узору, спирально идущая надпись, составленная из множества аккуратно отштампованных на керамической поверхности знаков (древнейшая штампованная надпись — первое полиграфическое изделие!). Знаки объединялись в группы, разделенные вертикальными линиями. В некоторых группах в нижней части строки справа от знака имелся уже знакомый нам косой штрих, аналогичный «вираму» — особому знаку индийской слоговой письменности деванагари. Диск был условно датирован 1700 г. до н.э. — эпохой третьего среднеминойского периода: к этой эпохе относилась лежащая рядом с диском разломанная табличка линейного письма А.
Согласно описанию Г. Ипсена: «Диск был скопирован и опубликован в 1909 г. Л. Пернье в журнале «Ausonia» (№ 3, с. 255 и сл.)».
«Памятник представляет собой плоский диск из обожженной глины... Обе плоские поверхности диска покрыты различного рода бороздами: по обеим сторонам проходит глубокая спиральная борозда, делающая четыре витка; получившиеся в результате спиральные полосы на внешнем конце замыкаются поперечными черточками, пересекаемыми четырьмя или пятью кружками; ограниченная таким образом полоса подразделяется неравномерно распределенными простыми поперечными черточками на поля различной величины; эти поля заполнены разнообразными рисунками»
«Четко оттиснутые линии внешнего силуэта, кое-где зарисованного внутри, складываются в отчетливые и определенные изображения. Большинство рисунков интерпретируется легко и бесспорно: мы узнаем, например, кипарис, кустарник, ветвь, колос, лилию, крокус (шафран), какую-то розетку (круглый орнамент, напоминающий цветок); мы видим на диске и изображение животного мира, например гусеницу (?), пчелу, дельфина, голубя, летящего сокола, держащего в когтях маленький двойной щит, головы льва и газели, снятую шкуру, коровью ногу, две кости предплечья, козий рог; мы видим бегущего человека, пленника со скованными за спиной руками, женщину в набедренной повязке с обнаженной грудью, ребенка, голову мужчины с татуированными щеками и другую — в уборе из перьев; мы можем рассмотреть и оружие, например шлем, круглый щит, двойную секиру и натянутый лук, а также дом, колонну, корабль, коромысло, угломер, отвес, треугольник и т.п. Кроме того, мы замечаем несколько рисунков, смысл которых вызывает сомнение или не поддается разгадке. Однако в том, что они, так же как и остальные, нечто изображают, сомнений нет…».
Сегодня этот диск известен многим по эмблемам археологических выставок и обложкам книг, посвященных необязательно древней истории Крита. Всесторонне и обстоятельно исследованный, вплоть до химического состава глины, из которого он изготовлен, диск на протяжении почти 80 хранил молчание. Необычность формы письменного памятника и невозможность его прочтения сделали его символом всего таинственного и загадочного в области древней истории, археологии и лингвистики.
В настоящее время Фестский диск выставлен в Археологическом музее Ираклиона (Крит, Греция) - с табличкой: «Не расшифрован».
Сторона А
Горести прошлые не сочтешь, однако горести нынешние горше. На новом месте вы почувствуете их. Все вместе. Что вам послал еще господь? Место в мире божьем. Распри прошлые не считайте. Место в мире божьем, что вам послал господь, окружите тесными рядами. Защищайте его днем и ночью: не место — волю. За мощь его радейте.
Живы еще чада Ее, ведая, чьи они в этом мире божьем.
Сторона Б
Будем опять жить. Будет служение богу. Будет все в прошлом — забудем кто есть мы. Где вы побудете, чада будут, нивы будут, прекрасная жизнь — забудем кто есть мы. Чада есть — узы есть — забудем кто есть. Что считать, господи! Рысиюния чарует очи. Никуда от нее не денешься, не излечишься. Ни единожды будет, услышим мы: вы чьи будете, рысичи, что для вас почести; в кудрях шлемы; разговоры о вас.
Не есть еще, будем ее мы, в этом мире божьем.
Фестский диск, остров Крит, XVII в. до н. э. Дешифровка и перевод (с праславянского) Геннадия Гриневича
Но вернемся к Религии …
Местонахождение цивилизации: Остров Крит (греч. Κρήτη), города Кносс, Фест, Маллия. Время существования: возникла в начале III тысячелетия до н.э. (существовала в период XXX - XV вв. до н.э., примерно 2800-1450 года до н.э., по другим данным (под властью Микен) до 1150 года до н.э.) Царь-основатель государства – Минос. Впрочем, не исключено, что это имя носили многие цари, правившие Критом на протяжении ряда поколений и составлявшие одну династию. По одному из мифов, Минос погиб во время похода в Сицилию и был там похоронен в великолепной усыпальнице.
Прямых предшественников-предков - неолитических культур – Древнейший Крит не имел.
В отношении государства Крита речь идет о полноценной древней цивилизации – типа античных или египетских. Основными очагами культуры и цивилизации были т. н. «дворцы» — сложные экономико-политические комплексы, крупнейшие из которых существовали в Кноссе, Фесте и Тилиссе. Культура названа в честь мифического царя Крита Миноса — владельца лабиринта, построенного, по легенде, Дедалом.
Мировоззрение и образ жизни критян
Если судить по тому, что мы видим на фресках и других произведениях критских художников, минойцы были изящными и жизнерадостными людьми. Длинные волосы носили и мужчины, и женщины, но женщины оформляли их особенно разнообразно, укладывая локонами и завитками. Одежда мужчин состояла практически лишь в широком кожаном поясном ремне и кожаном же гульфике. Женщины носили длинные и пестрые юбки с оборками, а также лиф, который оставлял обнаженными руки и грудь. Как можно предполагать, по положению в обществе женщины[2] были во всем равны мужчинам, они участвовали во всех видах деятельности, включая наиболее опасные виды атлетических занятий. При этом, главным видом спорта были прыжки через быка. Молодой мужчина или женщина становился перед нападающим быком и хватал его за рога; когда бык взмахивал головой, прыгун делал сальто через рога, отталкивался руками от бычьей спины и приземлялся на ноги позади быка.
Жизнь минойской дворцовой элиты была свободна от волнений и тревог. Она протекала в радостной атмосфере почти непрерывных празднеств и красочных представлений. Война и связанные с нею опасности не занимали в ней сколько-нибудь значительного места. Да это и не удивительно. От враждебного внешнего мира Крит был надежно защищен волнами омывающего его Средиземного моря. В ближайших окрестностях острова не было в те времена ни одной значительной морской державы, и его обитатели могли чувствовать себя в полной безопасности. Только так можно объяснить парадоксальный факт, поразивший археологов: все критские дворцы, включая и Кносский, и даже города критян оставались на протяжении почти всей своей истории неукрепленными, а критские воины не носили доспехов. В тепличной атмосфере острова с его благодатным средиземноморским климатом, вечно ясным небом и вечно голубым морем сложилась своеобразная минойская культура, напоминающая хрупкое диковинное растение, сложился «национальный» характер минойцев с такими его чертами, ярко раскрывающимися в критском искусстве, как миролюбие, тонкий художественный вкус, жизнерадостность.
С другой стороны, согласно древнегреческим и крито-минойским мифам [2], отношение к которым в последнее время заметно меняется, в царствование Миноса ни один чужеземный корабль не мог беспрепятственно приблизиться к побережью Крита. Медный гигант Талое (имя Талоя встречено при чтении надписей, исполненных линейным письмом А) каждый день трижды обегал кругом весь остров. Замечая подплывающий к берегу корабль, он бросал огромные камни в непрошеных гостей, а если кто осмеливался высадиться на сушу. Талое сначала раскалялся на огне, а потом заключал пришельцев в свои губительные объятия.
Наиболее полную картину жизни минойского Крита дали археологические раскопки, проведенные в Гурнии, городе в восточной части Крита. Здесь обнаружены дворец, площадь для общественных мероприятий, святилище, а также характерный лабиринт домов, возведенных из бутового камня и сырцового кирпича.
«Тронный зал» Кносского Дворца, Крит.
Позднеминойский период. Реконструкция по А.Эвансу
Художественная Реконструкция внешнего вида Кносского дворца [20]
Современный вид на Кносский дворец с высоты «птичьего полета»
[20, Каталог Ираклионского археологического музея, электронный ресурс: http://rec.gerodot.ru/herakleion/index.htm]
Религия критян
Само собой, что в произведениях дворцового искусства жизнь минойского общества представлена в несколько приукрашенном виде. В действительности в ней были и свои теневые стороны. Природа острова не всегда была благосклонна к его обитателям. Как было уже отмечено, на Крите постоянно происходили землетрясения, нередко достигавшие разрушительной силы. К этому следует добавить частые в этих местах морские штормы, сопровождающиеся грозами и ливневыми дождями, засушливые годы, периодически обрушивающие на Крит, так же как и на всю остальную Грецию, жестокий голод и эпидемии. Для того чтобы защитить себя от всех этих страшных стихийных бедствий, жители Крита обращались за помощью к своим многочисленным богам и богиням. Центральной фигурой минойского пантеона была великая богиня — «владычица» (так именуют ее надписи, найденные в Кноссе и в некоторых других местах). В произведениях критского искусства (главным образом в мелкой пластике (статуэтках) и на печатях) богиня предстает перед нами в различных своих воплощениях. Иногда мы видим ее грозной владычицей диких зверей, повелительницей гор и лесов (ср. греческую Артемиду), иногда благостной покровительницей растительности, прежде всего хлебных злаков и плодовых деревьев (ср. греческую Деметру), иногда же зловещей царицей подземного мира, держащей в руках извивающихся змей (такой изображает ее знаменитая фаянсовая статуэтка — так называемая богиня со змеями из Кносского дворца, ср. с ней греческую Персефону). За всеми этими образами угадываются общие черты древнего божества плодородия — великой матери всех людей, животных и растений, почитание которой было широко распространено в странах Средиземноморья начиная с эпохи неолита.
Рядом с великой богиней [6] — олицетворением женственности и материнства, символом вечного обновления природы — мы видим в минойском пантеоне и божество совсем иного плана, воплощающее в себе дикие разрушительные силы природы — грозную стихию землетрясения, мощь бушующего моря. Эти наводящие ужас явления претворялись в сознании минойцев в образе могучего и свирепого бога-быка (Минотавра). На некоторых минойских печатях божественный бык изображен в виде фантастического существа —человека с бычьей головой, что сразу же напоминает нам позднейший греческий миф о Минотавре. Согласно мифу, Минотавр появился на свет от противоестественной связи царицы Пасифайи, жены Миноса, с чудовищным быком, которого подарил Миносу Посейдон, владыка моря (по одному из вариантов мифа Посейдон сам перевоплотился в быка, чтобы сойтись с Пасифайей). В древности именно Посейдон считался виновником землетрясений: ударами своего трезубца он приводил в движение море и сушу (отсюда его обычный эпитет «землеколебатель»).
Вероятно, такого же рода представления связывались у древнейших обитателей Крита с их богом- быком. Чтобы умиротворить грозное божество и успокоить разгневанную стихию, ему приносились обильные жертвы, в том числе и человеческие (отголосок этого варварского обряда сохранился опять-таки в мифе о Минотавре). Вероятно, той же цели — предотвращению или прекращению землетрясения — служили и уже упоминавшиеся игры с быком. Символ божественного быка — условное изображение бычьих рогов — встречается почти в каждом минойском святилище. Его можно было увидеть также на крышах дворцов, где он выполнял, по всей видимости, функцию апотропея, т. е. фетиша, отвращающего зло от обитателей дворца.
Поэтому, нет ничего удивительного в том, что стены Кносского дворца покрыты многочисленными, хорошо сохранившимися фресками, на которых, а также на каменных и золотых сосудах, постоянно встречаются изображения быка: иногда мирно пасущегося, иногда разъяренного, летящего галопом, с которым не то играют, не то сражаются критские тореадоры. Культ быка был распространен на острове, но трудно сказать, какая там была религия. Среди критских (а также микенских) построек не обнаружено ничего, хотя бы отдаленно напоминающего храм. Вполне вероятно, что на Крите не было такой строгой, все себе подчиняющей религии, как в Древнем Египте. Здесь чувствуется совсем иное отношение к миру, не скованное никакими канонами. Среди рисунков во многих помещениях дворца часто встречаются изображения двустороннего топорика. Это символический знак, связанный с религиозным культом критских жителей. Такие же топорики были найдены среди сталактитов и сталагмитов в одной из пещер, где, по преданию, родился Зевс. Двойная секира с острием по-гречески называется «лабрис». Ученые предполагают, что именно отсюда происходит слово «лабиринт», которым первоначально называли «дом двойного топора» — дворец царя Миноса.
Сцены тавромахии, пожалуй, единственная тревожная нота в минойском искусстве, которое в целом отличается удивительной безмятежностью и жизнерадостностью. Ему совершенно чужды жестокие кровавые сцены войны и охоты, столь популярные в современном искусстве стран Ближнего Востока и материковой Греции.
Между тем, необходимо отметить, что среди современных историков и археологов-исследователей бытуют прямо противоположные мнения о том, какую роль в жизни минойского общества играла религия.
С одной стороны (по первой версии), согласно [6] она играла огромную роль в жизни минойского общества, накладывая отпечаток абсолютно на все сферы его духовной и практической деятельности. В этом проявляется важное отличие критской культуры от позднейшей греческой цивилизации, для которой такое тесное переплетение «божеского и человеческого» уже не было характерно. При раскопках Кносского дворца было найдено огромное количество всякого рода культовой утвари, в том числе статуэтки «великой богини», священные символы вроде бычьих рогов или двойного топора — лабриса, алтари и столы для жертвоприношений, разнообразные сосуды для возлияний, наконец, загадочные предметы, точное название которых определить не удалось, вроде так называемых игральных досок. Многие из помещений дворца явно не были предназначены ни для хозяйственных надобностей, ни для жилья, а использовались как святилища для религиозных обрядов и церемоний. Среди них крипты — тайники, в которых устраивались жертвоприношения подземным богам, бассейны для ритуальных омовений, «святилища» и т. п. Сама архитектура дворца, живопись, украшающая его стены, другие произведения искусства были насквозь пронизаны сложной религиозной символикой. По существу, дворец представлял собой не что иное, как дворец-храм, в котором все обитатели, включая самого царя, его семью, окружающих его придворных «дам» и «кавалеров», выполняли различные жреческие обязанности, участвуя в обрядах, изображения которых мы видим на дворцовых фресках (не следует думать, что это просто бытовые сценки). Так, можно предположить, что царь — властитель Кносса — был в то же время и верховным жрецом бога-царя, тогда как царица — его супруга — занимала соответствующее положение среди жриц «великой богини — владычицы».
С другой стороны (по другой, прямо противоположной, версии) и согласно куда большему количеству как археологических, так и письменных, источников [1, 5] религия в жизни критян имела второстепенное значение. Иначе, чем можно объяснить тот факт, что на территории Крита так и не обнаружено ни одного крупного художественного памятника, прославляющего божество. В дворцовых святилищах совершенно нет культовых статуй; более того, здесь нет даже пьедестала, на который могла бы быть поставлена такая статуя. Не обнаружены также и полноценные религиозные (посвященные какому-либо конкретному «божественному» культу) храмы и упоминания об их хозяевах-жрецах. Из этого можно сделать вывод о том, что «Храм» (в широком мировоззренческом, а не только архитектурном, смысле этого слова) в религиозной традиции минойцев отсутствовал. Религиозные обряды совершались на природе, или во дворце. Другими словами, судя по фрескам, повседневная жизнь критян (в отличие от их современников - египетского и вавилонского происхождения) имела преимущественно светский, дворцовый характер, и религия совсем не играла в ней первостепенного значения. Даже несмотря на то, что на Крите было широко распространено жертвоприношение быков (бык представлял собой олицетворение «обезличенного» мужского божества, царица - женского божества).
Минойские фрески
Легендарный «Танец с быком» [20]
Не менее легендарная "Богиня со змеями". Вторая- так называемая Малая Богиня со змеями. Найдена в 1903г. Артуром Эвансом на Крите - в Кноссе. Датируется – около 1600 г. до н.э. [20]
Принц лилий (по другой версии - «Царь-жрец») Новодворцовый период (1650-1450 гг. до н.э.) Собранная из большого количества фрагментов и сильно восстановленная фреска изображает, возможно, аристократа или жреца. Однако (учитывая, что мужчины в минойской искусстве обычно окрашены в красный цвет, а перед нами белокожий человек) существует предположение, что на фреске - женщина. Также есть гипотеза, что "принц" - часть изображения тавромахии. [20]
Внешние Источники:
- “ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ“, Том 1. - под ред. Ю. П. Францева.- АН СССР, Гос. издат. Полит. литер., М., 1955;
- “ Гриневич Г.С., “ПРАСЛАВЯНСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ * результаты дешифровки*", Т.1. – М., «Общественная польза». - 1993. - 328 стр.
- Щербаков В.И., “Все об Атлантиде“. – Из-во «Общество по изучению тайн и загадок земли, Ларге». – 1990. – 224 с.;
- Немировский А. И., А. И. Xарсекин, Этрусски, Воронеж, 1969, стр. 117
- История Европы с древнейших времен до наших дней; Издательство "Наука" РАН, Москва, 1988
- История Древней Греции.// Под ред. В.И. Кузищина. М.: Высшая школа, 1996
- Ипсен Г., «Фестский диск» (опыт дешифровки).— В кн.: «Тайна древних письмен». «Прогресс», М., 1976.
- Поуп М., «Линейное письмо А и проблемы дешифровки эгейской письменности» — в кн.: «Тайна древних письмен». «Прогресс», М., 1976
- Эванс А., «Критское линейное письмо». ВДИ № 3(8), 1939
- Плахотная О. И., «Праславяне на Крите» (о результатах дешифровки праславянской пись-менности), газ. «Сов. Россия» № 100, 27/IV—1984
- Молчанов А. А. Таинственные письмена первых европейцев. М. 1980
- Златковская Т. Д. У истоков европейской культуры (Троя, Крит, Микены). М.: Изд-во АН СССР, 1961.
- Гусева Н. Р., Рецензия на статью «Фестский диск». 3/1V—1984.
- Дьяконов И. М., Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. Восточная лите-ратура, Москва, 1994, стр. 352
- Грозный Б., «Протоиндийские письмена и их расшифровка», ВДИ № 2 (11), 1940, с. 15-34.
- Бокиш Г. Дворцы Крита. Вестник древней истории, № 4, 1974 г.
- Андреев Ю. В., Мотив интронизации в искусстве минойского Крита // Античный мир и ар-хеология. Вып. 9. Саратов, 1993. С. 4–22
- «Эгейское искусство». «Изобразительное искусство», М., 1972
- Акимова Л.И, Кифишин А.Г. Аполлон и сирены (о ритуальной специфике Дельф) // Жертво-приношение. Ритуал в искусстве и культуре от древности от древности до наших дней (ERMHNEIA 2) / Сб. ст. под ред. Л.И.Акимовой и А.Г. Кифишина.- М.: Искусство, 2000. С.199-212
- Каталог Ираклионского археологического музея, электронный ресурс: http://rec.gerodot.ru/herakleion/index.htm
[1] «Минойцы» — это современное условное название (по имени царя Миноса) догреческого населения Эллады и Эгеиды.
[2] Тоже самое мы встречаем и у этрусков, и, впоследствии, у славян. – прим. авт.
С искренним уважением,
Алекс. А. Алмистов
Один из непосредственных организаторов Клубного Лектория "Истоки Цивилизаций"
(http://almisto.mirtesen.ru/, http://lah.ru/mast/lection.htm,
http://www.youtube.com/channel/UCybBqIhvBrbdRg0xcQwL4dQ/videos?view=0)
Автор лекций:
Атлантида - дословно по Платону
Атлантида как предтеча Европейской Цивилизации