На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

О древних людях серьезно и по-научному: Охотники-собиратели прекрасно уживались с первыми земледельцами Европы

Охотники-собиратели прекрасно уживались с первыми земледельцами Европы

Пещера Блеттерёле очень узкая, поэтому вести раскопки там чрезвычайно непросто. (Фото Wippermann / Historisches Centrum Hagen.)

Даже через две тысячи лет после появления на континенте сельского хозяйства некоторые

всё ещё цеплялись за устаревший образ жизни — охоту и собирательство.

 

Сельское хозяйство возникло на Ближнем Востоке около 10 500 лет назад и быстро распространилось по свету. Три тысячелетия спустя оно достигло Европы и продолжало победоносно шагать на запад — видимо, в связи с тем что пришлые фермеры процветали и вытесняли аборигенов. Примерно в это время из археологической летописи Европы пропадают следы охотников и собирателей, как будто этот образ жизни просто исчез.

Но генетические данные рассказывают совсем другую историю. Анализ современных и древних ДНК показал, что нынешние европейцы — потомки не только ранних земледельцев, но и охотников-собирателей. Видимо, европейские охотники-собиратели скорее не вымерли, а смешались с иммигрантами.

Рут Боллонгино из Майнцского университета Иоганна Гутенберга (ФРГ) и её коллеги попытались выяснить, когда происходили эти контакты, добыв ДНК из костей и зубов 29 человек, чьи останки были найдены в немецкой пещере Блеттерёле, которая, по-видимому, служила кладбищем.

Учёным удалось секвенировать митохондриальную ДНК 25 индивидов, а радиоуглеродный метод помог определить возраст останков. Самым старым образцам 10,3–11,2 тыс. лет, то есть эти люди жили задолго до появления в Европе сельского хозяйства. Не удивительно, что их генетические сигнатуры типичны для охотников-собирателей. Возраст других останков — приблизительно 6–5 тыс. лет, и, на первый взгляд, они несут генетические подписи, типичные для пришлых фермеров.

Затем исследователи изучили изотопный состав образцов и выяснили, что древние охотники-собиратели, как и следовало ожидать, по большей части питались дикими животными. Но более поздние люди, которые, судя по генетическим данным, были фермерами, распались на две группы, державшиеся разных диет.

Одна из этих групп, по-видимому, возделывала землю и питалась в основном домашними животными. А другая популяция, жившая бок о бок с ними (судя по расположению останков) ела в основном пресноводных рыб. Типичная для охотников-собирателей диета указывает на то, что этот образ жизни сохранялся в данном регионе через 2 000 лет после того, как туда пришли фермеры. По оценкам специалистов, фермеры и охотники-собиратели хоронили своих мёртвых в одной усыпальнице на протяжении 400–800 лет.

Две культуры, возможно, даже торговали друг с другом или обменивались информацией. «По примерам из Африки и Индонезии мы знаем, что они могут жить бок о бок веками, — замечает г-жа Боллонгино. — Им это выгодно». Они даже скрещивались: учёные нашли три участка ДНК, характерных для охотников-собирателей, в генах фермеров.

Очевидно, что земледелие не вытеснило охоту и собирательство немедленно. «Быть охотником-собирателем не такой уж тяжёлый труд, — поясняет г-жа Боллонгино. — А фермерство — это уже полный рабочий день». Но в долгосрочной перспективе сельское хозяйство приводит к более активному росту численности населения, чем у охотников-собирателей, потому что у фермеров больше продуктов питания.

Пока не ясно, почему охотники-собиратели того времени оставили мало следов в археологической летописи. Не исключено, что летопись сама по себе очень бедна. «Мы и хуторов находим очень мало», — говорит г-жа Боллонгино. Есть сведения, что европейские популяции неоднократно переживали спад 5–7,5 тыс. лет назад. Возможно, находок мало из-за того, что и людей было не слишком много.

Миграция ранних земледельцев была далеко не единственным крупным переселением народов, определившим современное генетическое разнообразие Европы, подчёркивает автор параллельного исследования Гвидо Брандт из того же университета.

Он и его коллеги составили хронику изменений генетического состава европейцев 1,55–5,5 тыс. лет назад на основе образцов из междуречья Средней Эльбы и Зале. Группа г-на Брандта смогла выделить три важных сдвига в составе народонаселения в этот период.

Вскоре после появления земледелия группы охотников-собирателей из Скандинавии двинулись на юг, в Германию. Эта миграция, возможно, и породила ту культуру охотников-собирателей, которую нашла г-жа Боллонгино. Далее последовали две другие волны миграции земледельцев и скотоводов в Центральную Европу — сначала с востока, затем с юго-запада. Примерно 4 500 лет назад генетическое разнообразие Европы в значительной степени стало напоминать современное.

Результаты исследований опубликованы в журнале Science.  (http://www.sciencemag.org/content/early/2013/10/09/science.1...,

http://www.sciencemag.org/content/342/6155/257.abstract )

 Подготовлено по материалам NewScientist. (http://www.newscientist.com/article/dn24385-huntergatherers-... )

 

Дмитрий Целиков — 11 октября 2013 года, 12:54

http://compulenta.computerra.ru/chelovek/history/10009459/

 

Доп. Источники: 

http://laiforum.ru/viewtopic.php?f=49&t=2359

http://www.sciencemag.org/content/early/2013/10/09/science.1...

 

Неолитическая революция не решила всех проблем

В истории неолитической Европы подъёмы и спады сменяли друг друга.

Остатки двух печей, глиняных горшков и каменных орудий труда среди развалин неолитического дома на севере Греции (фото Рейтер).

«То густо, то пусто» — вот по какому принципу жили первые земледельцы Европы, пишут нам археологи. Каталог радиоуглеродных дат свидетельствует о том, что на всём протяжении континента, от Франции до Ирландии, на смену демографическим бумам регулярно приходило падение рождаемости.

Сельское хозяйство пришло на Балканы из Малой Азии около 8 500 лет назад и за несколько тысячелетий распространилось на Ирландию и Северную Европу. Переход от охоты и собирательства к земледелию стал гигантским шагом вперёд, но результаты нового исследования свидетельствуют: трудности на этом не заканчивались.

«По-видимому, рано или поздно почва оскудевала, и это вело к болезням и войнам, — полагает соавтор исследования Шон Дауни из Мэрилендского университета в Колледж-Парке (США). — Сплошное мальтузианство».

Анализ 13 658 радиоуглеродных дат позволил нарисовать весьма ожидаемую картину того, как сельское хозяйство сначала продвигалось с Балкан в сторону юга Франции, а потом дошло до Дании и Ирландии. Но примерно в 4000 году до н. э. неолитическая экономика Европы внезапно пережила жесточайший кризис.

Население некоторых регионов снизилось на 30–60%, о чём свидетельствуют раскопки могил и следы использования земли. Это сопоставимо с потерями от «Чёрной смерти» в средние века. Тяжёлые времена продолжались от трёх до шести веков.

Стоит отметить, что земледельцы не были особенно многочисленными в неолитической Европе даже в лучшие времена. Нынешняя плотность населения на континенте в 33 раза выше.

Следующий демографический бум, поменьше, произошёл в районе 2 800 года до н. э. Самое интересное и удивительное в том, что учёным не удалось связать ни подъёмы, ни спады с климатическими условиями. На фоне многочисленных работ, которые показали, что экономика древних обществ сильно зависела от окружающей среды (вспомним самую горячую тему — засуху, погубившую цивилизацию майя классической эпохи около 800 года), это очень странно.

«Полагаю, полученные результаты породят новые исследования, — считает специалист по моделированию популяционной динамики Неус Исерн из Жиронского университета (Испания). — Почему экономика неолита рухнула, несмотря на отсутствие стихийных бедствий? Действительно ли она была устойчива, как мы привыкли думать?»

Г-н Дауни предполагает, что первые земледельцы, возможно, ускорили деградацию почвы в результате её чрезмерного использования и вырубки лесов. Кроме того, увеличению плотности населения всегда сопутствует опасность быстрого распространения инфекционных заболеваний. Между тем археолог Рон Пинхаси из Университетского колледжа Дублина (Ирландия) не исключает того, что свою роль сыграли переселения народов, выражавшиеся в разрушительных нашествиях.

«Возможно, второй бум стал результатом вторичной революции, главным образом молочной, которая, вероятно, началась раньше, но набрала обороты позже», — говорит г-н Пинхаси. Европа — «горячая точка» генов, которые позволяют взрослым людям пить молоко. Эту способность человечество приобрело всего лишь около 7 500 лет назад. Сегодня ею обладает до 90% взрослого населения континента.

«Наши выводы наводят на мысль о том, что слепая вера во всемогущество новых технологий ошибочна, — резюмирует г-н Дауни. — По крайней мере в неолите они не стали панацеей».

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Communications.  (http://www.nature.com/ncomms/2013/131001/ncomms3486/full/nco...)

 Подготовлено по материалам National Geographic. (http://news.nationalgeographic.com/news/2013/13/131001-ancie...

Изображение на заставке принадлежит Shutterstock.
 

Источник: Дмитрий Целиков — 02 октября 2013 года, 15:47

http://compulenta.computerra.ru/chelovek/history/10009284/

http://laiforum.ru/viewtopic.php?f=49&t=2292

 

 

С искренним уважением,

Алекс. А. Алмистов

Один из организаторов Клубного Лектория "Истоки Цивилизаций" ( http://almisto.mirtesen.ru/, http://lah.ru/mast/lection.htm,

http://www.youtube.com/channel/UCybBqIhvBrbdRg0xcQwL4dQ/vide...)


Алекс А. Алмистов  - «Из Сверхдревней Истории Европы»:


Основной авторский портал по Древней ИСТОРИИ -  http://almisto.mirtesen.ru/  

Картина дня

наверх