На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Во "что" и "как" верили люди до Христианства – Образ жизни и мировоззрение жителей Древнего Элама (продолжение) – Древнейшая история в древнейших картинках

Во "что" и "как" верили люди до Христианства – Образ жизни и мировоззрение жителей Древнего Элама (продолжение) – Древнейшая история в древних картинках

 

 

Антропологическая и этническая идентификация эламитов и их образ жизни

Согласно данным немецкого эламинолога В. Хинца, классифицировать эламитов этнографически представляет немалые трудности. Чем больше углубляешься в источники, тем больше приходишь к убеждению, что эламиты были эламитами, т. е. абсолютно самобытными. Их родства с другими народами до сих пор не удалось установить. Все же эламиты, по-видимому, имели какие-то общие черты с обитавшими на юге (озеро Урмия) племенами луллубеев  и так называемыми людьми «su», обитавшихо, вероятно, в горных районах Загроса и принявшего участие в разрушении III династии Ура (2005 г. до н. э.).

Что касается родства племени «su», то его обычно отождествляли с племенами субареев (subari) - обитателями севера Лгпфнн. Вероятно, племя «su» жило на широкой территории вплоть до зоны оз. Урмия, ибо в начале I тысячелетия до н. э. здесь засвидетельствовано племя su-bi (-sumbi-sunbi), название которого оформлено суффиксом -bi. Возможно, что племена su, subari, sunbi являются родственными племенами, этнически близкими к эламитам.

Однако, до сих пор не обнаружено достоверное родство эламского языка с другими языками древности ни в словарном, ни в морфологическом отношениях.

Население Элама, однако, не было однородным. Когда персидский царь Дарий приказал украсить дворец в Сузах керамическими плитами о изображением его телохранителей, художник различил совершенно четко представителей трех рас. Одних он изобразил белокожими, вероятно имея в виду персов, другие выделялись коричневой кожей, а кожа третьей группы была темной, почти черной.

Почти чернокожие телохранители были, очевидно, эламитами равнин. Еще и теперь в Хузестане часто можно встретить темнокожих (однако - не негроидного типа) людей. Они в основном считают себя арабами и разговаривают между собой по-арабски. По всей вероятности, такой тип населения древней Сузианы получился в результате смешения темнокожих аборигенов неизвестной расы (лемурийцев !? – Прим авт.) с семитами, иммигрировавшими неоднократно (с XXV в. до н. э.) большими группами из Месопотамии во времена владычества Аккада.

Воины с коричневой кожей могли принадлежать к горным эламитам, имеющим большое сходство с нынешними лурами, проживающими на севере Сузианы, и с файли-лурами, обитающими на востоке и юго-востоке Бахтиарии. Луры в подавляющем большинстве черноволосы, с коричневым оттенком кожи. Они представляют собой крепкую, приспособленную к жизни в горах породу, несколько отличающуюся более высоким ростом, чем жители долин. Но и они обнаруживают примесь чужой крови, так что их нельзя причислить к «чистым эламитам». Однако примеси в них ощущается меньше, чем у эламитов равнин. Причем смешение произошло у них не с семитами, а с индоевропейскими народностями, преимущественно с персами.

В любом случае, эламиты очень сильно отличались от других народов Междуречья. В них было нечто скрытное, что затрудняло распознавание их сущности. Так, эламитам, с одной стороны, была свойственна необыкновенно живая фантазия, которая вызывала к жизни в резьбе по камню самые причудливые мифические существа … А с другой, эламский характер проявляет себя как мрачно-сухой, упорный, направленный на конкретно-реальное, презирая все излишнее; и все это основывалось на глубоком пессимизме, свойственном их натуре. Если обратить внимание на терракотовую голову эламита из Суз, созданную предположительно в начале I тысячелетия до н. э., лицо мужчины очень суровое, вокруг его губ порицающее, лишенное каких бы то ни было иллюзий, выражение!?

Археолог Морис Ламберт характеризует эламитов как «грубых, резких, слишком благоразумных и слишком дельных».

Такое впечатление, что они никогда не смеялись.

 

Посмертное скульптурное изображение головы эламита Сузы

XV-XIV века до н.э.  Необожженная раскрашенная глина

Высота 0,24 м; ширина 0,15 м

(Коллекция музея Лувр, Париж)

Описание: В середине второго тысячелетия сузцы хоронили своих покойников в семейных склепах, вырытых прямо под их домами. Возле головы умершего, которая возможно закрывалась покрывалом, часто ставили портрет, выполненный непосредственно в момент смерти. Это единственный на Востоке образец правдивого погребального искусства, которое преследует целью персональное сходство. Эта скульптура изображает типичного эламита с суровой выразительностью, присущей неприхотливому народу, который имел глубокие связи с жителями гор.

 

О будничной жизни эламитов в древние времена наглядно свидетельствуют, хотя и не полно, но тем не менее, пиктографические изображения на печатях, относящихся к III тысячелетию до н. э. Эламские резчики раскрывают перед нами окружавший их мир, показывая людей своей страны во время самых разнообразных занятий.

Ландшафт Сузианы изображен на печатях в виде извивающихся водотоков, в которых плавают рыбы. Высоко в горах среди сосен, кедров и хвойных деревьев резвятся буйволы, горные козы и козлы. Разные животные обитают в степи или в кустарнике; они, то мирно пасутся, то спасаются бегством ото льва.

А вот появляется эламский охотник.

 Вся его одежда состоит из набедренной повязки, а часто он обходится и без нее. Его вооружение состоит из лука и стрел, копья или топора. В сопровождении собак эламит охотится на благородного оленя, антилоп, кабанов и даже хищников. 

На другой из печаток мы видим, как совершенно обнаженные рыбаки достают из воды черепах гигантских размеров, а на третьей - эламит вытаскивает на берег свою лодку с красиво загнутым носом.

Хозяин лодки, вышедший уже на сушу, держит в руках прекрасный улов - два больших усача; за ним следует его подручный, неся на голове блюдо, наполненное доверху рыбешкой.

Невдалеке от города пасется крупный рогатый скот, возле коров стоят подойники. Пастухи загоняют коз в специально построенный глиняный хлев. Рядом с входом расположены огромные башни, а это означает, что хлев принадлежал, очевидно, дворцу или храму

На полях большими группами работают мужчины, они готовятся к севу, обрабатывая землю трехзубчатыми мотыгами. Эта печатка относится, возможно, еще к IV тысячелетию до н. э. Изображение на ней подтверждается и археологическими находками. Роберт М. Адаме (Чикаго) отмечает, что в Сузиане той эпохи имели широкое распространение каменные мотыги, серпы из твердо обожженной глины, а также кремневые лезвия для серпов. Мотыга и серп были, таким образом, с древнейших времен главными орудиями труда эламского земледельца. Около 3000 г. до н. э. на изображениях печатей появляется плуг. В сельском хозяйстве заняты и женщины: на них широкие рубахи; они трудятся на финиковых плантациях.

В городе жизнь бьет ключом. В гончарной мастерской изготавливают керамические сосуды. В то время как один ремесленник занят полировкой ручек кувшина, другие выравнивают пластины, складывая их вплотную друг над другом. В мастерских также можно встретить женщин. Они сидят на низеньких деревянных подставках или на земле и заняты преимущественно обработкой шерсти.

Наибольшее оживление возле зернохранилищ. Печати воспроизводят зернохранилища в виде постройки из кирпича-сырца с длинным рядом куполов. Фасад расчленен нишами, над которыми под горизонтальной крышей расположены узкие люки для проветривания хранилищ. Работники возятся с мешками или кувшинами. Они носят свои тяжести на голове или плече, поднимаясь к отверстиям в куполах на лестницах-стремянках или пристроенных сбоку лестничных маршах. Цоколь изолировал хранилища от земли. Однако были и зернохранилища, наполовину размещенные и земле. Об этом свидетельствует найденный в Сузах математический текст. Рядом с хранилищами сидят на корточках писцы и записывают на глиняных табличках сданное количество зерна. На корточках сидят и смотрители винного погреба, разливая вино по сосудам и закупоривая их.

Искусство эламитов.

Ещё в IV тыс. до н. э. эламиты создали оригинальное искусство.

Эламское художественное творчество III тысячелетия дошло до нас преимущественно в творениях резчиков печатей. Они совершенствовали наследие, завещанное им мастерами IV тысячелетия. Ярко выраженная, типично «эламская» фантазия избрала предметом своих интересов неизведанные глубины человеческой души, неудержимо притягиваемая темными сторонами человеческой натуры. Она с особым пристрастием порождала мифические существа и странные чудовища.

Древнеэламская печать с «Грифоном»

 Таким существом является грифон  - крылатый лев, с головой и передними лапами хищной птицы. Грифон - истинно эламское творение. Он проник, не будучи известен в Месопотамии, в качестве сюжета до самого Египта. В то время как эламит, с одной стороны, страшился этих чудовищ - плода своей фантазии, с другой, хотя и несколько принужденно, потешался над ними.

Неотъемлемая черта духовного облика древнего эламита -  гротесковый юмор, который появился в «странах заходящего солнца» лишь со стилем маньеризма. Как доказательство эламской склонности к гротеску можно привести (ниже) печать , на которой хвостатые чудовища - наполовину обезьяны, наполовину львицы - довольные, опускаются на барках через тростниковые заросли вниз по реке; весла стоят рядом с ними в лодках; их послушно сопровождают большие рыбы.

Древнеэламская печать с «наполовину обезьянами, наполовину львицами»

 

Наивно-натуралистические мотивы IV тысячелетия уступают в III тысячелетии мотивам, в которых эламиты проявляют свое отношение к силам, господствующим в человеческом обществе и в природе. Примером этого служит привденная ниже печать:  в бесконечной последовательности здесь чередуются два мотива. В первом - бык в вертикальном положении укрощает двух сидящих львов, во втором - стоящий лев укрощает двух заупрямившихся быков. Пьер Амье усматривает в этом рисунке символическое изображение гармоничного круговорота во вселенной. Можно, например, рассматривать этот рисунок как изображение лета и зимы, которые постоянно приходят на смену друг другу.

Древнеэламская печать -  «противоборство львов и быков»

 

Эламиты были удивительными людьми...

Это ощущение более усиливается при рассмотрении шедевра эламского прикладного искусства, приведенного ниже.

Древнеэламская печать -  «сюжет сидящих на животных божеств»

Можно без конца разглядывать причудливые образы, будучи захваченным их таинственными действиями, недоуменно вопрошая о смысле изображаемого.

Из образов этого рисунка в Двуречье встречается лишь сюжет сидящих на животных божеств. Все остальное является чисто эламским плодом фантазии и образом мыслей: полумесяц со звездой, скорпион с человеческой головой, человекобык и, конечно, грифон. То, что в изображениях на печатях IV тысячелетия можно было принять как случайное порождение фантазии, обретает в III тысячелетии форму, осуществляется по всем правилам искусства и поднимается до масштабов космического. Разумеется, прелестная цилиндрическая печать могла бы нам помочь глубоко проникнуть в духовный мир древних эламитов - если бы у нас был ключ к их тайнописи…

Другим самобытным достижением эламского художественного творчества III тысячелетия являются доведенные до совершенства маленькие сосуды из просвечивающего алебастра, найденные в одном из больших кладов в Сузах. Они часто представляют собой каких-нибудь животных, иногда с элементами юмора. Например, фигуру обезьяны, сидящей в забавной и вместе с тем естественной позе, или изображение стилизованного голубя, с молчаливым упреком уставившегося своими большими круглыми глазами на мир -  и это всего лишь маленький флакончик для духов...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сузский кубок. Сузы. Древний некрополь. Около 4000 до н.э.

Терракота Высота 0,285 м; длина 0,160 м

(Коллекция музея Лувр, Париж)

Описание Эдит Порады: Люди оказавшиеся на грани вымирания в разгар эпохи неолита спустились с гор на равнину. В своих захоронениях первые сузские поселенцы оставляли раскрашенные вазы. Форма ваз проста и изящна, роспись исключительно традиционна.

Главная фигура - горный козел, туловище которого изображено двумя плотно соединенными треугольниками с вогнутыми боковыми линиями. Изгиб спины продолжается в великолепном размахе рогов, которые обрамляют непонятный круглый предмет, обнаруживающий в центре ряд линий, а с двух сторон от них крестообразно заштрихованные сегменты. Возможно, что этот элемент призван лишь заполнить пустое пространство, однако не исключено, что его следует истолковать как символическое изображение растения на пастбище. Козлы - по одному с двух сторон - вписаны в рамку, которая суживается книзу и подчеркивает таким образом форму сосуда. Над рамкой изображен ряд борзых, вытянутые туловища которых снова подчеркивают округлость кубка, так же как и темные полосы, сопровождающие все горизонтальные линии сверху и снизу. Верхний ободок разрисован птицами с длинными, тонкими шеями, образующими нежный легкий орнамент, в то время как толстая кайма черного цвета снизу придает всему кубку устойчивость. Однако приведенное описание может лишь перечислить элементы украшения сосуда, но ни в коей мере передать то (необыкновенное чувство, вызываемое гармонией очертаний, выраженной в каждой отдельной детали.

Этот традиционный рисунок напоминает пиктографическую знаковую письменность. Однако данный рисунок имеет чисто декоративный смысл, поскольку на разных вазах он различен. Кроме ваз в могилах оставляли и другие предметы, например бронзовые топоры доставленные из центрального Ирана.

 

Древние счёты. Сузы. Урукский период (приблизительно 3300 до н.э.) Сделаны из слегка обожженной глины , 6,5 см. в диаметре (Коллекция музея Лувр, Париж)

Описание: В Сузах была создана бухгалтерская система, предназначенная для управления значительными богатствами, нажитыми благодаря развитию городов. Для самых первых вычислений древние цивилизации применяли мелкие камушки; похожими маленькими глиняными предметами пользовались и эламиты. Чтобы счёты не потерялись, эламиты хранили их в специальных шарах с ямками. Числовое значение обозначалось зазубринами на поверхности шара; на шар так же иногда ставили круглую печать, как гарантию достоверности. Строго говоря зазубрины являются первыми графическими символами, обозначающими цифры. Эти символы вскоре начали выцарапывать на маленьких глиняных табличках, пока цифры не начали обозначаться более удобными знаками Зарождение системы счисления положило начало возникновению письменности.

 

ВнешниеИсточники:

 

1. “ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ“, Том 1. - под ред. Ю. П. Францева.- АН СССР, Гос. издат. Полит. литер., М., 1955;

2. Д.Т. Поттс, «АрхеологияЭлама». - Cambridge University Press, 2004. (THE ARCHAEOLOGY OF ELAM FORMATION AND TRANSFORMATION OF AN ANCIENT IRANIAN STATE, D. T. POTTS)

3. В. Хинц, «Государство Элам» (Перевод с немецкого Л. Л. ШОХИНОЙ). - Наука.: М.- 1997.-200с. (оригинал - DAS REICH ELAM Stuttgart, 1964).

4. Hole F., Ftannery К. V., Excavations at Ali Kosh, "Iranica antiqua", 1962, v. 2, fasc. 2;  F. Hole, К. V. Flannery, J. A. Neely, Prehistory and Human Ecology of the Deh Luran Plain, Ann Arbor, 1969.Электронныйресурс (Датаверификации: 29.09.2012) - http://frankhole.commons.yale.edu:80/

5. Юсифов Ю. Б., «Элам». -  М.: Социально экономическая история, 1968.

6. А. А. Вигасин, «История Древнего Востока». - М.: Дрофа, 2007. - 224 с., электронный ресурс (Дата верификации: 22.08.2012) - http://lib.druzya.org/history/ost/.view-history_DV.txt.full.....

7. Александрова Н. В., Ладынин И. А., Немировский А. А., Яковлев В. М. Древний Восток: учебное пособие для вузов. — М.: Астрель; АСТ, 2008. — С. 181—183. — 654 с.

 

С искренним уважением,

Алекс. А. Алмистов

Один из непосредственных организаторов Клубного Лектория "Истоки Цивилизаций" (http://almisto.mirtesen.ru/, http://lah.ru/mast/lection.htm,

http://www.youtube.com/channel/UCybBqIhvBrbdRg0xcQwL4dQ/vide...)

Картина дня

наверх