Топ 10: самые яркие мировые археологические открытия 2012 года

Топ 10: самые яркие археологические открытия 2012 года

Для чего шотландским племенам бронзового века понадобилось собирать кости и хоронить их в болотистых местах? Почему человек, живший 2000 лет назад, решил обернуть свои самые ценные вещи в ткань и спрятать их? Какие события имели место на 50000-летнем историческом пути от древней цивилизации до современного густонаселенного города? Давайте попробуем ответить на эти и некоторые другие вопросы.

Маски богов Солнца цивилизации майя – Эль-Соц, Гватемала
В городе Эль-Соц, который относят к цивилизации майя, археологи раскопали несколько масок, датируемых периодом между 350 и 400 гг. н. э. Эти маски высотой в пять футов украшали вершину пирамиды Эль Дьябло, которая была построена основавшей город королевской династией. Маски окрашены в ярко-красный цвет и изображают древних богов, в том числе и бога Солнца. Они отражают разные фазы Солнца на его небесном пути. Между богами представлены также изображения планет, в частности, Венеры. «Это – небесная симфония, – говорит археолог из Браунского университета Стефен Хоустон, руководивший раскопками вместе с Эдвином Романом из Университета в Техасе. – Солнце очень тесно связано с религией майя, эти образы как раз отражают такую связь».

Неандертальская аптечка – Пилона, Астурия, Испания
Самые последние достижения нидерландских исследователей связаны не с исследованиями древних артефактов или с анализом случайно добытого ДНК наших предков, а с исследованием зубов древних людей. Карен Харди из Каталанского института исследований и повышения квалификации в Испании и Стефен Бакли из Университета в Йорке в Великобритании провели ряд химических экспериментов, которые помогли им добыть первые свидетельства тому, что неандертальцы употребляли в пищу растения, обладающие лекарственными свойствами. Команда исследователей изучила кальцинированный налет с зубов пяти неандертальцев, живших от 50 600 до 47 300 лет назад в пещере Эль Сидрон в Испании. По итогам своей работы ученые пришли к выводу, что древние люди вдыхали древесный дым, ели приготовленную растительную пищу и потребляли горькие на вкус лекарственные растения – тысячелистник и ромашку. «У них должна была уже сформироваться определенная база знаний о растениях для того, чтобы они умели отбирать именно тысячелистник и ромашку», – подвел итог Харди.

Первое использование яда – горы Лемомбо, Квазулу-Натал, Южная Африка
Зубчатая деревянная палка, на которой остались следы приготовленного человеком яда, была найдена в южноафриканской пещере и датирована 24-м тысячелетием до нашей эры. Артефакт был найден в 1970-х годах, однако только современные технологии позволили исследовательской команде под руководством Фраческо д’Эррико из Университета Бордо во Франции провести анализы и определить, что на артефакте остались следы именно яда. Такая зубчатая палка могла использоваться для наполнения ядом наконечников стрел охотников. Аналогичная технология используется среди современных нам южноафриканских племен сан. С точки зрения д’Эррико яд добавляется, потому что сами по себе стрелы, которыми пользуются на охоте племена, не способны нанести жертве значительный ущерб.

Приспособление для работы с ядом входит в комплекс археологических находок, датировка которых доходит даже до 44 000 лет назад. В этот комплекс входят землекопалка, яичная скорлупа страуса, обработанные бивни свиньи, костяные наконечники стрел и кусок пчелиного воска.

Ритуальные убийства ацтеков – Мехико, Мексика
Храм в Мехико был центром общественной жизни ацтеков в период до испанского завоевания. В 2012 году археологи раскопали на этой территории более 1000 аккуратно сложенных человеческих костей, среди которых – 45 черепов и 250 челюстей и только один отдельно лежащий полный скелет. Последний принадлежал женщине, она лежала лицом вниз, одна ее рука была завернута за спину, вторая покоилась на животе. Вокруг нее кости лежали еще плотнее, среди них исследователи насчитали примерно 10 черепов, там же находились погребенная керамика и древесный уголь.

Рауль Барера из мексиканского Национального института антропологии и истории считает, что этот своеобразный «клад» был помещен сюда в ознаменование окончания определенной фазы строительства и датируется примерно 1479 годом. Отталкиваясь от компактности расположения останков, он полагает, что эти люди были «захоронены где-то в другом месте, эксгумированы и перенесены сюда», но не все. Здесь археологи нашли и жертвенные ложа ацтеков, рядом с которыми находилось еще пять человеческих черепов с отверстиями в них. Ученые предполагают, что эти отверстия использовались для насаживания черепа на шест, называемый «тзомпантли». Нам это кажется невероятной жестокостью, а для ацтеков, по словам Барера, «это место, где земля и небеса общаются друг с другом».

Форпост Гая Юлия Цезаря в Галлии – Хермескейл, Германия
Интересная коллекция из 75 «ногтей сандалий» (металлических пластин с обуви) римского образца была обнаружена археологами близ города Хермескейл, недалеко от Трира, на юго-западе Германии. Кроме «ногтей» команда исследователей под руководством Сабины Хорнунг из Университета Иоганна Гутенбрга в Майнце нашла главные ворота римского лагеря и жернова, которые использовались для измельчения зерна.

Почему же именно римские? Прежде всего потому, что на «ногтях сандалий» отчетливо видны клейма римской армии. «Это своего рода крест с маленькими точками или шипами», – как описывает их руководитель группы, добавляя: «Именно по ним мы определили, что это – военный лагерь». Принимая во внимание датировку лагеря (50-е гг. до н. э.) и соотнеся ее с временными рамками Галльской войны, описанной Цезарем (58-50 гг. до н. э.), исследователи сделали вывод, что лагерь был построен римскими легионами Юлия Цезаря. Подчеркивая уникальность открытия, археолог университета в Оснабрюке Гюнтер Мусбер отмечает: «Римские военные кампании на этой территории длились всего несколько месяцев, их временные лагери достаточно редки». Поэтому найти даже один из них – большая удача.

Самая древняя европейская гравюра – Сержак, Франция
Археологи нашли гравюру, изображающую вульву, на полуторатонной каменной стене в Абри Кастанет во Франции и датировали ее примерно 37 000 годами назад. Эта гравюра является одним из древнейших образцов настенного искусства в Европе. Похоже, она даже древнее настенных картин, найденных 200 милями восточнее в пещере Шове. Гравюра относится к ориньякской культуре – первой из современных человеческих культур.

Древнейшая в мире керамика – провинция Цзянси, Китай
Появление керамики стало ключевым моментом в развитии человечества. Практически всегда считалось, что изобретение керамики произошло в ходе «неолитической революции» около 10 000 лет назад, которая привела к появлению земледелия и одомашниванию животных. Похоже, что в этом году археологи нашли самые древние глиняные горшки в мире – во время раскопок в провинции Цзянси в Юго-Восточном Китае. В исследуемой пещере раскопки проводились и ранее – в 1960-е, 1990-е и 2000-е годы, однако точно датировать найденные образцы не удавалось. В настоящее время ученым удалось решить вопрос датировки с помощью радиоуглеродного метода, и возраст находок был определен примерно от 20 000 до 19 000 лет назад, а это значит, что находки на несколько тысяч лет древнее всех известных образцов. Однако один из исследователей, Бар-Йозеф, отмечает: «Все это еще не значит, что мы не найдем в Китае еще более древних образцов».

Шотландские мумии-«франкенштейны» – Южный Уист, Шотландия
Находки мумий в Европе довольно редки, однако исследователям посчастливилось найти мумифицированные скелеты 3000-летнего возраста в ходе раскопок поселения бронзового века на острове Южный Уист в Шотландии. Археолог Лондонского университета отмечает: «Мумификация – это хорошо известное явление, однако мы впервые обнаружили мумии на британских островах».

Изучения скелетов мумий (это мужской и женский скелеты) привели к новому удивительному открытию. Углеродная датировка и исследования ДНК помогли определить, что кости, составляющие скелеты, имеют разный возраст. Определить причину существования мумий-«франкенштейнов» пока не удалось, однако у Паркера Пирсона есть предположение, что это связано с правовыми нормами живущих здесь народов, согласно которым право наследования земли определялось правами предков жителей на эти земли. Возможно, подобный симбиоз разновозрастных останков служил наглядным подтверждением прав какого-то рода на данные земли.

2000-летний клад – Кирьят-Гат, Израиль
Исследователи нашли настоящий клад с ювелирными изделиями и монетами рядом со старинным строением в Кирьяте – южном районе Израиля. Датировка клада отнесена археологами ко времени мятежа Бар-Кохбы (132-135 гг. н. э.) – это одно из крупнейших антиримских еврейских восстаний. По мнению исследователя Ганона, это одна из богатых местных женщин решила не отдавать неприятелю свое добро и спрятала его глубоко в землю, а впоследствии так за ним и не вернулась.

Древнейшая погребальная лодка Египта – Абу-Раваш, Египет
Исследователь Древнего Египта Ян Тристан как-то перечитывал отчет о раскопках 1914 года гробниц первой династии (ок. 3150 – 2890 гг. до н. э.) на элитном кладбище Абу Раваш, когда заметил нечто странное. Автор, легендарная личность – археолог из Франции Пьер Монте, отметил в отчете, что на север от могилы из сырцового кирпича, или мастабы, он обнаружил пол из дерева. Этот факт заинтересовал Тристана, потому что он знал, что нет никаких других сведений о наличии деревянных полов в гробницах вокруг мастабы. Заинтригованный тайной, он отправился со своей командой в Египет, чтобы вновь раскопать ту же гробницу, и его внимательность была вознаграждена. Археологи нашли в указанном месте старую лодку 20 футов длиной, относящуюся к 2950 г. до н. э.

Учитывая, что лодки играли определенную роль в погребальных церемониях только высокопоставленных чиновников, и помня, что погребенный не относился к их числу, Тристан пришел к выводу, что владелец судна был жрецом, чем внес свою лепту в раскрытие загадок истории. «Вот хороший пример того, почему мы должны иногда повторно проводить раскопки, – говорит Тристан. – Я никак не ожидал найти лодку в гробнице, подобной этой».

Читать полностью: http://www.km.ru/science-tech/2012/12/2 ... mye-yarkie